Совещание членов Учредительного Собрания.

 

ЗАСЕДАНИЕ 7-е (2l января 1921 г.)

Начало в 6 часов. (Стенографический отчет).

(Председательствует Н. Д. Авксентьев).

Председатель. Позвольте объявить совещание Членов Учредительного Собрания открытым. Слово для внеочередного заявления предоставляется Члену Совещания, С. H. Максудову.

С. Н. Максудов. Г.г. члены Учредительного Собрания, когда инициативная группа возбудила вопрос устройстве Совещания Членов Учред, Собрания, наша группа одна из первых откликнулась и предложила принять участие в предстоящем совещании. Мы решили принять участие в работах Совещания по многим соображениям, Одним из главных соображений было то, что до сих пор мы татары внутренней России, вообще тюрко-татары, киргизы, узбеки, сарты, в России всегда шли и работали вместе с русской демократией. Если бы мы в данном случае воздержались от участия в совещании, то наше неучастие в совещании Членов Учр. Собрания было бы истолковано в России, как наше отрицательное отношение к работе совещания. Наш народ думал бы — если наши представители не участвуют в совещании, то это значит, что совещание это проводили крайне левые. Для того, чтобы подчеркнуть, что это учреждение представляет настоящее демократическое течение России, мы приняли участие в нем. Мы думали, что наше участие принесет известную пользу; участие нашене есть участие трех лиц, а участие десятков миллионов тюрко-татарского инородческого населения. Мы имеем смелость сказать, что мы представители всего мусульманского населения Восточной России, ибо некоторые из нас избраны по Туркестану. Приходя сюда работать вместе с вами, с представителями российской демократии, мы не думали слиться с той или иной партией, принять то или иное постановление механически, без обсуждений, напротив, мы пришли спорить с вами. Мы представители целого народа, наша группа — национальная. По одному вопросу, возбужденному нами, по национальному, обнаружилось некоторое разногласие между нами и другими группами. Мы считаем, что это принципиальное разногласие произошло от того, что русская общественность впервые вплотную подошла к национальному вопросу. Всегда люди, когда они впервые сталкиваются с каким-нибудь вопросом. предпочитают остановиться по эту сторону настоящего разрешения этого вопроса; так поступило совещание: оно не дошло до линии настоящего решения вопроса. Между нами и совещанием произошло некоторое расхождение; мы думаем, что это расхождение разрешится в будущем в России, в желательном для нас смысле. Надеемся, что даже в ближайшую сессию нашего совещания этот вопрос разрешится так, как нам желательно. Мы не считали возможным скрывать это разногласие. Там, где есть расхождения, это надо открыто сказать; но там, где есть солидарность, это тоже надо подчеркнуть. По всем вопросам внешней политики, по всем вопросам, которые касаются чести, достоинства и величия России, наша группа заявляла о своей полной солидарности со всеми группами. Пусть внешний мир знает, что все группы русской демократии единодушны и солидарны по всем вопросам, касающимся отношений России к внешнему миру.

Председатель. Гг. члены Учредительного Собрания. Комиссия для подготовки работ совещания сделала заявление президиуму относительно того, что она сегодня будет иметь честь сделать доклад, касающийся 6, 7 и 8 пункта порядка дня, намеченного нами. У нас остается пункт 9-й, который говорит о способах защиты интересов России и проведения в жизнь тех резолюций, которые будет угодно принять данному совещанию. Комиссия полагает, что собственно 9-й пункт не находится уже в ее компетенции. Поэтому президиум, если собрание не имеет ничего против этого, предлагает сейчас же наметить 9 членов комиссии, которые бы занялись специально пунктом 9-ым порядка дня и после обсуждения этого вопроса, сделали бы доклад совещанию. Есть ли какое-нибудь возражение против предложения избрать комиссию для обсуждения последнего пункта порядка дня? (Голосование). Позвольте считать, что это принято. Прошу теперь же всех членов совещания подать в президиум записки с избираемыми идеи лицами в эту 9-ти членную комиссию, а пока перейдем к пунктам 6, 7 и 8 порядка дня. Слово имеет докладчик комиссии В. В. Руднев.

В. В. Рудне., Комиссия при обсуждении пунктов 6, 7 и 8 порядка дня убедилась в чрезвычайной сложности этих вопросов. Для того, чтобы установить фактическое правовое положение различных категорий граждан, находящихся за пределами России, нужна предварительная большая работа. Также немедленно нельзя было собрать материал, касающийся международных норм, которые должны быть применены к отдельным категориям наших граждан. В частности, пришлось коснуться вопроса о том, на каких основаниях права российских граждан, до сих пор охранявшиеся политическими учреждениями, должны быть защищаемы в настоящее время, когда основание для существования этих институтов подверглось дальнейшему колебанию. Для того, чтобы правильно поставить эти вопросы, правильно их разрешить, необходимо серьезное изучение этих вопросов с привлечением специалистов. Комиссия считала неосторожным давать теперь же обобщающие формы в столь болезненных вопросах, как положение российских граждан заграницей и в то же время комиссии полагала, что пройти мимо этого вопроса, совещание членов Учр. Собрания не может. Слишком велика наша ответственность, наш долг в отношении к нашим согражданам, живущим в тяжелых и физически и морально условиях и поэтому ограничиться одной декларацией комиссия считала недостаточным. Предложение, которое она вносит в настоящее заседание, заключается в том, чтобы для изучения этого вопроса, для принятия соответствующих мер практического характера, была создана специальная коллегия, специальный орган. Поэтому отдельной резолюции по пунктам 6, 7 и 8 комиссия не вносит, но вносит объединенное предложение по всем этим пунктам, которое заключается в создании коллегии, которая бы соответствующим образом охраняла права наших сограждан заграницей. Вот та резолюция, которую вносит комиссия (читает)...

Принимая во внимание чрезвычайную сложность вопросов, поставленных в пунктах 6, 7 и 8 программы, и полную невозможность разработать со всей необходимой полнотой и основательностью , в пределах заканчивающейся ныне сессии Совещания Членов Учр. Собрания, но считая в то же время практическое разрешение этих вопросов в высшей степени важным для обеспечения интересов и даже самого существования многих сотен тысяч российских граждан, и полагая необходимым обсуждение их не только с точки зрения частной или общественной благотворительности, но и, главным образом, с точки зрения государственно-хозяйственной в международном масштабе, Совещание признает необходимым поручить особому органу всесторонне изучить упомянутые вопросы со стороны правовой и экономической, и практически осуществить меры, которые он признает необходимыми, руководствуясь при этом задачей ограждать права российских граждан, гарантированные нормами международного права, и найти способы для прекращения злоупотреблений и ограничений гражданских прав в положении интернированных, бывших военнопленных и беженцев, а также привести в известность находящееся вне России достояние российского народа с целью принять меры против его расхищения и расточения.

Председатель. Угодно кому-нибудь слово? Слово имеет член Учр. Собрания Гуковский.

Гуковский. Мне кажется, что дело в резолюции изложено таким образом, как будто бы на комиссию возлагается только предварительное изучение всех этих задач, которые ставятся совещанию, так что редакция этого проекта не совсем соответствует целям, которые в действительности совещание себе ставит и которое заключается в томи что на комиссии лежит обязанность не только изучения вопросов, но принятие тех мер, которые они считают возможным принять в порядке неотложности. Так что я предлагаю дополнить этот пункт резолюции.

Председатель. Представитель комиссии не возражает?

Докладчик комиссии. Не возражаю.

Председатель. Слова имеет член Учр. Собрания Алексеевский.

Алексеевский. Я бы хотел поставить один предварительный вопрос. Судя по этой резолюции отчасти и по некоторым другим фактам предполагается как будто бы, что совещание устанавливает себя как определенное учреждение, которое действует в период времени неопределенный. Следует обсудить и установить, что это совещание конституируется как русское учреждение за границей или нет? Этот вопрос не обсуждался. Я думаю он должен быть обсужден здесь и на этот вопрос должен быть дан определенный ответ.

Председатель. Из доклада комиссии явствует, что совещание заканчиваясь теперь, снова будет через некоторое время созвано. Оно избирает комиссию для того, чтобы провести принятые им решения в жизнь. Я лично думаю, что этот вопрос решению специальному не подлежит. В той же форме, в какой вы изволили поставить вопрос, он не стоит в порядке дня совещания.

Алексеевский. После слов докладчика я прошу позволения высказать свое мнение по этому вопросу,

Руднев. В комиссии вопрос о возможности дальнейшего существования ставился в том объеме, в котором только что определил председатель, т. е. предвиделась возможность дальнейшего существования, а вопрос о необходимости фиксирования совещания как действующего института определенное количество времени не обсуждался, и не считалось необходимостью его обсуждать.

Председатель. Слово имеет М. Вишняк.

М. Вишняк. Я прошу предварительно поставить вопрос о том, подвергать ли обсуждению тот вопрос, который возбужден Членом Учр. Собрания Алексеевским.

Председатель. Я должен дать по этому вопросу слово одному за, другому против.

Алексеевский. Я стою за обсуждение этого вопроса в данном совещании, потому что вопрос о совещании должен быть выяснен нами. Неизвестно, следующее совещание будет ли состоять из тех же членов совещания, какие являются членами настоящего или нет, затем место совещания следующего, будет ли то же самое или нет, возможно предположить, что будет созвано в другом месте. Таким образом возникает ряд вопросов, связанных с предполагаемыми занятиями в будущем, надо ответить на вопрос о том, будет ли данное совещание продолжать свои работы в следующих сессиях? Следует этот вопрос поставить определенно на обсуждение и ответить, что данное совещание признает необходимым через тот или другой промежуток времени снова собраться. Я думаю, что данное совещание собралось для обсуждения порядка дня, этот порядок дня должен быть разработан и закончен и надо создать комиссию для исполнения постановлений и таким образом совещание заканчивается. Если будет нужда в совещании, то инициативная группа созовет следующее совещание. Иначе же, мы молчаливо устанавливаем себя, как учреждение.

Председатель. Слово “против” имеет Е. Ф. Роговский.

Е. Ф. Роговский Я полагаю, что обсуждать вопрос, возбужденный членом Учр. Собрания Алексеевским, преждевременно. Мы находимся в стадии обсуждения 6, 7 и 8 пунктов нашей повестки. Избираемая сейчас комиссия по пункту 9-му, т. е. по вопросу о проведении в жизнь постановлений совещания подвергнет обсуждению и этот вопрос. Вопрос же, который мы обсуждаем, не находится в связи с вопросами, находящимися в пунктах 6, 7 и 8. Поэтому я бы предположил этот вопрос снять с обсуждения.

Председатель. Внесено предложение сейчас этот вопрос снять и передать комиссии, которая и предложит совещанию свое суждение по этому поводу. Кто за это предложение?

(Производится голосование). (Принимается).

Председатель. Позвольте закрыть дебаты по этому поводу. Позвольте голосовать поправку члена Учред. Собрания Гуковскаго, которая гласит: (читает)....

Комиссия заявила, что она присоединяется к этой поправке. Может быть собрание позволит комиссии, которую мы изберем, эту поправку кратко проредактировать?

Производится голосование. Поправка принята. Позвольте голосовать резолюцию в целом. Производится голосование. Резолюция принята едино-гласно.

Председатель. Слово имеет M. M. Винавер.

M. M. Винавер. От имени фракции Народной Свободы, я имею честь сделать предложение, которое было внесено нам в согласительную комиссию и ею единогласно принято. В настоящую минуту главенствующая забота над всеми остальными, это — забота о многочисленных русских беженцах, рассеянных по всему миру. Мы не сомневаемся, что в этом вопросе, мы/ совершенно единодушны и что эта тревога разделялась всеми нами одинаково и до того, как мы сошлись сюда, чтобы толковать о более общих вопросах. Наше собрание не имеет права разойтись, да сказав непосредственно слова, которое почувствовали бы наши соотечественники, чию сердцем мы с ними. Все народы должны почувствовать, что нельзя становиться в положение постороннего зрителя, который иногда протянет руку, просящему милостыню, а что надо смотреть на них, как на участников в борьбе с общим злом, что это есть союзники в борьбе с тиранией, которые должны были покинуть насиженные места, что нужно воспитать в себе уважение а не только чувство жалости, надо поднять в общественном мнении всего мира убеждение. что это есть часть самой России, пришедшая сюда, чтобы здесь, в условиях чуждых творить свою культуру и принести её вновь на свою родину.

Мы вправе требовать уважения к русским гражданам, а не только сострадания. Мы предлагаем членам совещания Учр. Собрания принять следующее обращение по поводу беженцев (читает).

Полтора миллиона русских граждан, жертвы мировой катастрофы и гражданской войны, спасаясь от нравственных мук и бессудных казней, покинули родную землю. Они ищут приюта и убежища, но не всегда находят успокоение после вынесенных мук, а иногда встречают холод и недоброжелательство. В изгнание ушли целые массы народные, ушла часть русской интеллигенции, ушли многие из тех, в ком кроются творческие силы, надежда возрождения русской культуры и русской государственности. Не случайные неудачники, гонимые судьбой, снялись с мест, а часть русского народа передвинулась, готовая здесь, на чужбине, собраться с силами, сохранить русские культурные ценности и донести их до момента возрождения страны. Дать им моральную опору, позаботиться об их существовании —.есть долг всего культурного человечества, долг, диктуемый не только сердечным сочувствием к страждущему, но и государственным разумом. Правительство и народ предвидящие роль освобожденной России в судьбах человечества, не могут отказаться от этой задачи. К правительствам и народам мира и обращаемся мы, избранники русского народа, с призывом: “Все, кто желает видеть Россию возрожденной на новых началах, все, кто ценит богатства, внесенные русским народом в общую культурную сокровищницу, все, кому дорого умножение этих богатств, помните о русских беженцах, устраивайте организацию помощи, принимайте правительственные меры, облегчайте тяжесть их изгнания. Русский народ этого вам не забудет”.

Председатель. Слово имеет И. М. Брушвит от имени фракции с.-р.

И. М. Брушвит. Фракция партии С. Р. поручила мне заявить, что она в полной мере присоединяется к заявлению, сделанному здесь представителем партии Народной Свободы.

Председатель. От имени татарской фракции слово имеет чл. Учр. Собрания Исхаков.

Исхаков. От имени татарской фракции заявляю, что мы всецело присоединяемся к заявлению M. M. Винавера.

Председатель. Позвольте считать обращение, прочитанное здесь М. М. Винавером, обращением всего совещания Членов Учред. Собрания, исходящее от его имени.

(Голоса: просим).

Я констатирую, что это обращение принято единогласно всеми членами совещания. Слово предоставляется H. B. Чайковскому.

Н. В. Чайковский. Гг. Члены Учр. Собрания, я с большим удовлетворением выслушал только что сделанное заявление Члена Учр. Собрания Винавера и то воззвание, которое он нам прочел. К сожалению я должен сказать, что эти прекрасные слова, это совершенно правильное понимание того долга, который лежит на избранниках народа, не выполняют всей задачи. В тех обстоятельствах, в которых мы живем, для всякого, кто близко принимает к сердцу нужды и страдания русского народа, совершенно ясно, что нужно принять целый ряд немедленных мер, и что необходимо образовать орган, который был бы способен справиться с поставленными задачами, стоял бы на высоте этого призвания и был бы уполномочен и признан избранниками народа, здесь собравшимися, на свою необходимую и неотложную деятельность. К сожалению, до сих пор в этом отношении не сделали того, что мы должны были бы сделать. Мы все с самого начала этого совещания ждали, когда же, наконец, совещание выскажется по этому самому жгучему, неотложному и самому конкретному вопросу, вопросу, как помочь тем миллионам русских граждан, которые выкинуты без собственной вины из России, которые не имеют здесь не только ни клочка земли, а никаких средств к существованию и никакого багажа для того, чтобы укрыть свои головы, одеть свое тело и защитит детей от стихии, болезней и голодной смерти. Не ставить себе этого вопроса мы не могли, мы все время ждали, мы обращались к президиуму; нам говорили, что этот момент наступит тогда, когда встанет вопрос о создании органа. Наконец, наступил момент и вместо органа мы создали временную комиссию, которой поручено разработать и принять необходимые меры. Какими средствами, какими путями, при помощи какого аппарата это сделать? Вчера, наконец, мы имели честь внести в согласительную комиссию более или менее обстоятельную резолюцию по этому вопросу. Кому следует поручить это дело, как его следует обставить, как должно отнестись совещание к этому. К сожалению, комиссия нашла, что время было упущено, что теперь поздно, что обсуждать и деталях эту резолюцию нельзя, а надо ограничиться только постановлением общего характера, что эта задача должна быть проведена общественными организациями. Я, с своей стороны, счел себе обязанным оформить это общее постановление сколько-нибудь приемлемой конкретной формой и, вот, позволю себе доложить вам эту резолюцию (читает).

РЕЗОЛЮЦИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СОСРЕДОТОЧИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОМОЩИ РОССИЙСКИМ ГРАЖДАНАМ ЗАГРАНИЦЕЙ В РУКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Признавая своим нравственным долгом обеспечить всем категориям русских граждан, оказавшихся вследствие стихийных событий выброшенными на чужбину, — материальную трудовую и культурно-просветительную помощь, Совещание Членов Учредительного Собрания считает наиболее целесообразным, чтобы сложная и ответственная работа по организации такой помощи, как и необходимые для этого средства, были сосредоточены в руках общественных организаций, пользующихся, как в России, так и заграницей заслуженным доверием в этой области.

Председатель. Слово от имени комиссии предоставляю П. Н. Милюкову.

П.Н. Милюкое. От имени 9-членной комиссии я должен засвидетельствовать, что комиссия считает бесспорным предложение, рассмотренное отдельными группами, входящими в комиссию. Дело в том, что, без всякого сомнения, комиссия одинаково с членами Учр, Собрания смотрит на важность той задачи, которая заключается в предложенном проекте резолюции, и нисколько не думала откладывать и связывать это с вопросом об органе, который вообще стоял последним в повестке и стал последним в порядке обсуждения. Если комиссия вчера, выслушав подробно проект фракции Нар.-Соц., сочла невозможным его принять, то это произошло потому, что, кроме этого бесспорного элемента, там были всевозможные поручения для передачи полномочий комитету или той специальной организации, которая будет создана, полномочий, столь обширных, разнообразных и неопределенных, которых, в сущности, не имела сама комиссия. Комиссия не могла дать больше того, что она дала. Это была совершенно формальная объективная и серьезная причина, почему резолюция не встретила одобрения комиссии. В настоящее время все спорные элементы самими Членами Учред. Собрания устранены и резолюция в более сжатом виде заключает в себе все существенное, что было.

Это новое предложение комиссия принимает.

Председатель. Слово имеет И. М. Брушвит.

И. М. Брушвит. От имени фракции партии С.-Р. я имею честь сказать следующёе. Разбирая вопрос, поставленный в 6, 7 и 8 пунктах, фракция пришла к заключению, что вопрос этот настолько сложен, настолько сталкивается с интересами международными, что при наличии данного числа членов и того краткого времени, которое мы имеем, в полной мере этот вопрос не может быть обсужден. Мы, поэтому, присоединились к общей формулировке.

Мы рассматриваем этот вопрос о беженцах в одинаковой по важности плоскости – как вопрос о военно-пленных и т.д., и считаем, что их надо рассматривать так же, как и другие вопросы. По-этому мы считали нужным ограничиться той резолюцией, где в достаточной мере ясно указывается, что комиссия должна стремиться поставить этот вопрос во всей широте. Фракция в полной мере присоединяется и к этой резолюции.

Председатель. Г Позвольте проголосовать резолюцию.

Позвольте констатировать, что резолюция принята единогласно.

Позвольте огласить результаты выборов в 9-ти членную комиссию. Избраны: (читаю в алфавит-ном порядке) Авксентев, Винавер, Зензинов, Керенский, Коновалов, Макеев, Максудов, Милюков, Минор. Позвольте сейчас объявить перерыв, чтобы эта комиссия могла собраться и предложить совещанию свое суждение.

Объявляется перерыв на 10 минут.

После перерыва.

(Председательское место занимает А. И. Коновалов).

Председатель. Позвольте объявить заседание открытым.

По последнему пункту 9-му, слово принадлежит докладчику только что избранной комиссии, Н. Д. Авксентьеву.

Н.Д. Авксентьев. Гг. Члены Учредительного Собрания, позвольте мне быть кратким в изложении тех результатов, к которым пришла только что избранная комиссия. Комиссия должна была определить порядок проведения в жизнь постановлений, принятых совещанием. Комиссия констатировала, что по всем вопросам, поставленным совещанием, оно пришло к единогласному решению. Но задачи совещания не только принять решения, но и провести эти решения в жизнь. Решения эти затрагивают самые жизненные интересы России в сфере международных отношений, и необходимо определенно и твердо стать на защиту этих интересов.

Поэтому комиссия считала совершенно необходимым при осуществлении этих задач создание некоторого постоянного представительства. Но в настоящий момент, по ряду условий политического и технического характера и, главным образом, потому что это первое совещание не может детально разработать ни плана работ, ни строения этого постоянного представительства, комиссия полагала, что необходимо избрать некоторую временную комиссию, которая бы, с одной стороны, подготовила весь материал для следующего совещания Членов Учр. Собрания, а с другой стороны, считала бы своей задачей проведение в жизнь тех решений, которые приняты данным совещанием.

Что касается вопроса, поднятого до перерыва членом У. С. Алекееевским о необходимости решить, что такое наше совещание, комиссия отвечает на него так: из призыва инициативной группы, и из слов председателя, и из заявлений отдельных фракций, явствует, что это есть частное совещание членов Учр. Собрания, а не публично правовой институт.

Комиссия полагает, что этот характер совещания надо сохранить. Дальнейшая судьба совещания вытекает из того предложения о временном представительстве интересов России, которое внесет комиссия. Раз создается не постоянное представительство, а лишь комиссия, которая должна будет, с одной стороны, выполнить постановление собрания, а с другой стороны, выработать положение о постоянном органе представительства, то мы предрешаем необходимость следующего совещания, в которое и будет внесен разработанный план постоянного представительства. Это совещание будет совершенно суверенно решать вопрос о дальнейших формах и способах защиты интересов России, об окончательной форме того органе, который необходимо будет создать

На этом мы предложили бы сейчас, не развивая дебатов о смысле и значении совещания, собранию и остановиться.

Состав совещания определяется наличным количеством членов Учр. Собрания, которых комиссия личного состава признает Членами этого частного совещания. Если собранию будет угодно принять нашу резолюцию, то необходимо затем наметить комиссию, которая и занялась бы, с одной стороны, разработанной для следующего совещания вопросов, указанных в резолюции, и в то же время провела в жизнь те решения, которые приняты настоящим совещанием. Позвольте предложить вашему вниманию самую резолюцию (читает революцию).

Совещание Членов Учредительного Собрания, поставившее себе задачей обсуждение форм и способов защиты международных интересов России, пришло к единодушным решениям по вопросам, поставленным на его обсуждение в области международной политики России и по вопросу об отношении к государственным новообразованиям на территории России. На ряду с этим совещание Членов Учр. Собрания признало необходимым заняться вопросом об участи беженцев, об охране прав русских граждан, об интернированных и военнопленных, о положении оставшегося за границей государственного достояния России,

Считая, что для осуществления означенных задач необходимо постоянное представительство для защиты интересов России заграницей, Совещание полагает, однако, что окончательно построение такого представительства должно быть еще разработано в деталях. В виду чего, проведение в жизнь постановлений Совещания и исполнение всех намеченных задач возлагается временно на Особую Комиссию с тем, что комиссии поручается подготовить к следующему совещанию Членов Учр. Собрания все необходимые материалы для создания постоянного органа представительства интересов России за границей.

Председатель: Угодно будет принять эту резолюцию? (Производится голосование). Возражающих нет? Позвольте считать ее принятой.

Слово имеет член Учр. Собр. Алексеевский.

Алексеевский. В комиссии обсуждался вопрос о том, какого рода представительство разумеется в будущем. Само совещание наше, как заявил докладчик, как и председатель совещания на первом его заседании говорил, носит характер частного совещания. Следовательно, эманации не будет. Комиссия, орган, который точно также носит характер частный, по-видимому, я так понял и так нужно понимать, но вместе с тем, когда дальше говорится в резолюции о представительстве, то разумеется, представительство России заграницей, русских государственных интересов заграницей. Такое представительство оно несомненно уже носит характер не частный и, таким образом, эманация уже предполагается гораздо более важной по значению, чем самое совещание. Я просил бы разъяснить.

Н. Д. Авксентьев. Я сожалею, что недостаточно ясно выразился и этим ввел в заблуждение члена Учр. Собрания Алексеевского. Поэтому позвольте мне пояснить. Мы являемся частным совещанием членов Учр. Собрания. Мы не претендуем на то, чтобы явиться органом власти в России. Об этом говорит не приходится. Мы, к сожалению нашему, как здесь констатировалось не раз в принятых единогласно резолюциях, не имеем российского правительства и не может признать тех, кто выдает себя за таковое, законным российским правительством. Мы заявляем, что мы считаем долгом своим, поскольку мы можем, стоять на страже жизненных интересов России здесь заграницей. Каково будет наше влияние и значение, будет зависеть от нашего морального значения, как частного совещания членов Учр. Собрания. Мы только можем стремиться к тому, чтобы это влияние было максимальным, поскольку мы убеждены, что решения, принятые членами Учр. Собрания, соответствуют интересам и славе России.

Председатель. Позвольте поставить на голосование резолюции комиссию.

(Производится голосование. Принята).

В резолюции говорится, что придется поручит целый ряд функций и задач особой комиссии. Угодно наметить ее?

Руднев. Я предложил бы эти функции возложить на ту комиссию, которая сейчас была нашим голосованием избрана, а чтобы вопрос о создании кого-нибудь постоянного органа был решен на следующем совещании.

(Председательское место занимает Н. Д. Авксентьев).

Председатель. Возражений по поводу предложения В. В. Руднева не имеется?

Алексеевский. Мне кажется, что вопрос о комиссии настолько важен, что передавать функции этой имеющей еще образоваться комиссии в ту комиссию, которая была создана сейчас по другому поводу, не совсем правильно. Комиссия, имеющая образоваться, имеет слишком важное значение.

Председатель. Здесь высказаны два мнения. Те, кто против предложения члена Учр. Собрания Руднева,. прошу поднять руку. (Производится голосование) Позвольте сказать, что при одном воздержавшемся и одном против, принято предложение члена Учр. Собрания Руднева.

Руднев. Разрешите дополнительное предложение. В виду сложных функций, выпадающих на данную комиссию и в виду того, что эти функции связаны с усиленной работой здесь, на месте, а могут быть такие члены комиссий, которые будут в отлучке, то я предложил бы дополнить комиссию избрав двух заместителей.

Председатель. Внесено предложение доизбрать двух заместителей. Никто не возражает. Позвольте считать это предложение принятым. Угодно назвать кандидатов? Позвольте от имени президиума внести предложение. Когда производилось голосование в прошлую комиссию, двое из числа кандидатов получили наибольшее число голосов после 9-ти избранных. Это были члены Учр. Собрания Роговский и Харламов. Может быть угодно будет совещанию, не производя баллотировки признать этих двух членов в качестве заместителей? (Голоса: просим). Состав комиссии следовательно следующий : Н. Д. Авксентьев, М. М. Винавер, В. М. Зензинов, А. Ф. Керенский, А. И Коновалов, H. B. Макеев, G. H. Максудов, П. Н. Милюков, О. С. Минор и два заместителя Е. Ф. Роговский и В. А. Харламов. Таким образом порядок дня по этим 9-ти пунктам исчерпан. Слово для внеочередного заявления принадлежит члену Учр. Собрания О. С. Минору.

О. С. Минор. От имени фракции Соц. Рев. имею честь огласить следующую декларацию.

Совещание членов Учредительного Собрания, созванное для того, чтобы поднять голос в защиту интересов и достоинства России. обращается в своих резолюциях и декларациях к общественному мнению Европы.

Что касается фракции С.-Р. этого совещания, то она чувствует потребность обратиться специально к братским социалистическим партиям всего мира.

Наша партия сознает себя одним из отрядов международного социалистического движения, таящего в себе, несмотря на переживаемую им временную дезорганизацию, великие возможности.

Во времена царизма она стояла на самом опасном и передовом посту, употребляя самые резкие формы борьбы, принося больше всего жертв и подвергаясь самым яростным преследованиям власти.

Достигнув в 1917 г. апогея своей силы, она вместе со всем рабочим классом России звала пролетариев Европы воодушевиться примером русской революции и, поддержав ее своим движением начать общую действенную борьбу за демократический мир.

Эта поддержка запоздала и русская революция зашла в тупик. Взорванная большевизмом изнутри, она с октября 1917 г. бьется в болезненных судорогах и конвульсиях. Пораженная Острой и заразительной болезнью демагогической охлократии, она вырождается в казарменно коммунистический строй, отвердевающий в худший вид бюрократизма, вьнувшего из социализма самую душу его —, свободу, и оставившего от него, только государственно-коммунистическую каторгу.

Всеевропейская реакция, овладевающая положением по окончании войны, не раз пользовалась этой болезнью русской революции, чтобы нанести последний окончательный удар. Её оружие — блокада, интервенция, оккупация и отторжение различных частей России и, наконец, поддержка всех контрреволюционных претендентов в военные диктаторы.

На наши плечи выпало невероятно тяжелая задача — борьба на два фронта. Нам приходилось: то вместе с народом биться не на жизнь, а на смерть с его палачами из чрезвычаек и других крепостей деспотического комиссаро-державия, получая с тылу предательские удары со стороны реакции, то наоборот, в самом разгаре отчаянной схватки с реакцией, терпеть беспощадные удары со стороны большевистской власти.

В этой беспримерно тяжкой борьбе мы истекали кровью, шли от успехов к поражениям и от поражений к успехам, из опыта учились выправлять линии своего поведения, набираясь новых сил, и теперь более, чем когда-либо, верим в возможность провести корабль русской революции между Сциллой и Харибдой двух диктатур в глубокий фарватер движения к лучшему социальному, будущему через подлинное народовластие, через демократическое творчество самих трудящихся и угнетенных масс.

Своим братьям по борьбе в Западной Европе мы шлем выражение искренней товарищеской признательности за каждый шаг, направленный к обузданию европейской реакции и её попыток наложить свою тяжелую руку на внутренние события больной и мятущейся России.

Но столь же категорически мы предостерегаем их против смешения русской революции с той преходящей специфической болезнью, которой она сейчас поражена: с русским большевизмом.

Созданный большевизмом режим находится в апогее своего внутреннего разложения. Откинув страну назад к полному хозяйственному оскудению и опрощению, он не имеет иного выхода, кроме распродажи естественных богатств России крупным хищникам международного капитала, иностранным концессионерам.

Вне страны, под пышной вывеской борьбы за мировую революцию, он идет на беспринципнейшие сделки с героями милитаристической и националистической реакции самых отсталых стран Востока — с Энверами и им подобными. Подобно царизму накануне падения, он чувствует потребность отвлекать внимание народа от внутренних вопросов к внешним, и становится агрессивным и захватническим. Внутри страны он порабощает профессиональные движения, раскассировав все независимые союзы; он превращает в органы чиновничьего аппарата когда-то свободные кооперативы; он гонениями пытается смести с лица земли все конкурирующие социалистические партии; он обращает в Советской России все выборы в сплошную комедию. В России, не знавшей доселе роковой для Европы розни между городом и деревней, в России, где трудовое крестьянство охотно признавало в пролетариате городов свой авангард, он сумел вбить между ними острый клин, врезающийся все глубже и глубже. Он омрачил светлый лик социализма невиданной бюрократической коррупцией и жестокостью, достойной самых печальных из героев минувшей мировой войны. Всем этим он грозил надолго дискредитировать в России дело социализма, если бы последний вовремя от него не отмежевался, не разорвал с ним резко, открыто и бесповоротно.

Другого пути не было и нет. К перерождению, к эволюции большевизм неспособен. Он способен лишь свое разлагающее влияние перенести с территории России на еще более обширную международную арену. Он это уже делает, деморализуя и раскалывая мировое синдикатное и социалистическое движение.

Доселе вы боялись говорить всю горькую и убийственную правду о большевизме. Вы боялись сыграть этим в руку реакции, не замечая, что именно большевизм везде, где он имеет силу дать себя почувствовать, прежде всего в России, дает пищу реакции и толкает в её объятия народные массы.

Большевизм порою казался вам революционизирующим фактором, и многие из вас сами были не прочь из утилитарных соображений прямо или косвенно поддержать большевистскую легенду, поддержать красный миф о большевистском рае. Они забыли, что самообман еще никогда и никому не помогал, и что освобождение пролетариата может идти лишь как освобождение от всяких легенд и всяких мифов.

Еще меньше можем мы понять, как многие из социалистов с легким сердцем оправдывают методы большевизма в России, отвергая их для себя. Под этим кроется сознаваемое или несознаваемое глубочайшее презрение к русскому народу, оскорбительный взгляд на него, как на народ рабов, для которого кнуто-коммунизм есть вполне подходящий, естественный национальный тип социализма. Такого отношения к рабочему народу России опровергаемого фактами бесчисленных рабочих и крестьянских восстаний, мы, русские социалисты, не ожидали встретит среди наших европейских собратьев, и мы заявляем, что такого извращения взаимных отношений в интернациональной, социалистической семье мы не можем оставить без самого категорического протеста.

Знайте же, что, верные своему социально-революционному знамени, мы всё время боремся и будем продолжать бороться на два фронта. Мы отвергаем всякие компрометирующие союзы и коалиции направо но также решительно отвёргаем и всякие капитуляции налево. Не для буржуазии и не в союзе с нею, а во имя демократии, в интересах грядущих судеб социализма в России, свергаем мы тираническую диктатуру большевизма. Мы хотим спасти. и спасем — если только не погибнем — живую душу революции, свободу и самодеятельность рабочего народа; в его руки хотим мы вернуть его судьбы, захваченные самозваными опекунами; не бороться с большевизмом мы не можем, не рискуя оторваться от трудового народа, не рискуя духовно умереть вместе с большевизмом в его сердце. Поймите нас теперь, когда большевизм успел внести в социалистическую жизнь Запада всего какую-нибудь тысячную долю того разложения, которое внесено им в России, иначе понимание придет к вам слишком поздно: поздно не только для нас, но и для вас.

Председатель: Слово для внеочередного заявления предоставляется члену Учр. Собр. П. Н. Милюкову.

П. Н. Милюков. В дни мартовской революции фракция народной свободы поставила своим лозунгом — осуществление полной демократии, а не социалистического строя; и она считала возможной достигнуть этой цели только общенародным, а не партийным путем.

Возникшие на этой почве колебания в рядах умеренного социализма фракция считала главной причиной того, что революционная власть, в конце концов, попала в руки крайнего течения социализма — собственно, уже выходившего за пределы социализма — и была осуществлена в крайней партийной форме, в форме тирании кучки узурпаторов над миллионами населения.

Два крыла русской общественности, казалось, разошлись в этом споре безнадежно и навсегда. Этим расхождением мы поясняем ту длинную цепь обоюдных ошибок и неудач, которые поставили нашего общего врага в выгодное положение “третьего радующегося”, tertius gaudens.

Первым и основным положительным достижением настоящего совещания мы считаем, что, лицом к лицу с грозной картиной бедствий, постигших нашу родину и угрожающих окончательно превратить в развалины русскую государственность и культуру, наша встреча здесь и наш обмен мыслей помогли нам вернуть утерянный три года назад общий язык. Если бы даже только этим одним ограничились наши успехи, то это было бы достаточным оправданием сделанной нами попытки к сближению.

Но мы смогли пойти и дальше. Мы установили целый ряд общих нам положений, как принципиального, так и тактического характера.

1. Мы оказали, с полной определенностью, кого и почему мы считаем нашим общим врагом, и в этом отношении мне ничего не остается прибавить к только что сделанному красноречивому заявлению фракции с.-р.-ов. Мы, таким образом, восстановили общий антибольшевистский фронт, как раз на той спайке, на которой он был разорван три года назад.

2. Мы предостерегли иностранные державы и общественное мнение, что всякий шаг к признанию власти, не получившей народного признания, будет шагом против русского народа.

3. Мы сделали отсюда вывод, что никакие соглашения с этой властью узурпаторов не будут признаны русским народом.

4. Мы распространили этот вывод также и на те действия иностранных держав в ущерб России, которые были произведены во время отсутствия России в международном общении держав.

5. Мы определенно исключили из этого вывода, как не подлежащие спору, обязательства и долги России, принятые на себя прежней законной властью.

6. Мы признали, в интересах российского населения, как естественный результат снятия фактической блокады, факт уже начавшейся торговли с Россией.

7. Мы окончательно осудили иностранную вооруженную интервенцию во внутренние дела России, причем фракция отличила от этой “интервенции” ту союзную помощь, за которой все общественные группы, как явствует и из сделанных здесь заявлений, обращались еще в 1918 году, хотя никогда не могли получить ее в желаемой форме и в необходимых размерах.

8. Мы установили метод добровольного соглашения с отделившимися при режиме большевиков от России народностями и указали цель этого соглашения: установление федеративного строя будущей России.

9. Мы приняли принцип культурно-национальной автономии, признающей права национальностей, как целого, для народностей внутренней России, и указали путь для организования наиболее численных и компактно-живущих национальностей в особые
федеративные единицы, оградив в то же время права национальных меньшинств.

10. Мы, наконец, поставили вопрос о судьбе и об ограждении прав многочисленных российских граждан, оказавшихся вне России, об охране достояния России и т.д. — вопросы, затрагивающие самые трудные стороны настоящего переходного положения, и уже поэтому не поддававшиеся исчерпывающему решению в рамках настоящего совещания.

Фракция считает долгом засвидетельствовать, что, при вынесении всех этих решений, строго соблюдались те два условия, которыми фракция обставила свое участие в совещании: единогласие всех участвовавших в совещании групп и отрицание связи данного совещания с Учредительным Собранием 5 января 1918 года, как государственно - правовым учреждением.

Переходя к третьему, поставленному фракцией условию, — включению в образуемый ныне орган общественных элементов, не входящих в состав членов Учредительного Собрания, фракция принуждена констатировать, что в данном случае, — как она и предусматривала в своей вступительной декларации, — задача совещания выполнена не вполне.

Если, тем не менее, фракция присоединилась к только что принятому совещанием решению, то она руководилась при этом, главным образом, следующими соображениями: Создание органа в окончательной форме в настоящий момент, все равно было бы невозможно, ибо только что принятые частным совещанием общие решения, делающие возможными и общие действия, недостаточно известны не только в широких общественных, но даже и в парижских кругах. Не может быть выяснен, поэтому, и круг лиц, которые могли бы быть введены в предположенный орган, создаваемый,на основе достигнутого нами единомыслия, — демократическими элементами российской общественности. Вот почему, создание национального представительства в окончательной и совершенной форме, должно быть отложено до последующего момента, и подготовка такого органа вполне основательно возложена на образованную совещанием комиссию.

Однако же, дожидаться выяснения данных и подготовки материалов комиссией — значило бы оставить без защиты интересы России в самую критическую минуту, переживаемую нами теперь. Вот почему фракция присоединилась и к той мысли, что уже создаваемый ныне орган должен не только готовиться к действию, но и действовать, т.е. приступить теперь же к мерам действительной охраны интересов России за границей. Один оратор фракции с.-р. только что поставил перед нами вопрос, может ли наша комиссия выполнить эту задачу, оставаясь лишь только частным Совещанием. Мы думаем, что есть признаки, выделяющие данное совещание, хотя и частное, из рядая не сказал бы “подобных”, а скорее отличающихся от него совещаний. Впрочем, как уже заявил председатель, наше совещание не претендует на власть. Вопрос о его роли и о степени его влияния может быть разрешен лишь в порядке его фактической деятельности.. Мы считаем себя вправе, однако, высказать уверенность, что именно орган, основанный на объединяющих нас началах полной демократии и общенародного объединения противобольшевистского фронта, —орган, с которым приняли участие руководящие группы российской общественности, доселе разрозненные, обладает достаточными данными, чтобы уже в настоящем виде вызвать сочувствие и поддержку демократических кругов России и приобрести вес в глазах заграничного общественного мнения.

Председатель. Слово имеет член Учр. Собр. Ф. Ф. Туктаров для заявления от имени фракции татар.

Ф. Ф. Туктаров. Гг. Члены Совещания, мы, татары, работали здесь с вами, как известно, почти две недели, и принимали горячее участие во всех работах совещания; по всем пунктам программы, которые мы здесь обсуждали, мы все прилагали последние усилия, чтобы не разойтись и, действительно, мы достигли почти полного единомыслия за исключением лишь одного пятого пункта, по которому, при всем нашем и вашем усилии, нам, к сожалению, не удалось найти общей линии и общего языка.

Но прежде чем говорить об этом “злосчастном” пункте на обсуждение которого мы посвятили почти половину времени нашего Совещания, мне бы хотелось сказать несколько слов по поводу только что прочитанного здесь обращения фракции С.-Р. Когда мы слушали это обращение, нам казалось, что во многих местах говорят не социалисты-революционеры, а говорим мы - татары. Вам, товарищи с.-ры. хорошо известно, что в многих стадиях борьбы с большевиками слева и, справа, нам всегда приходилось быть с вами на одной стороне фронта. Вы, конечно, еще хорошо помните Самару, Урал, Уфимское Государственное Совещание, Съезд Членов Учр. Собрания в Екатеринбурге и, наконец, Колчака. Во всех этих стадиях борьбы мы всегда были вместе, боролись, наступали, защищались и скрывались от колчаковских орд в снегах Сибири и в кантонах Башкирии тоже вместе. Вы говорите в своем обращении о страданиях русской демократии, о том, как попраны права русского народа и т.д. Все это, конечно, верно, но мне хотелось бы прибавить еще несколько строк этом вашем обращении и о тех нечеловеческих страданиях, которые претерпевают наши братья-татары и др. народности, вынужденные в силу исторических условий всегда терпеть и страдать: раньше от русского самодержавия, а теперь—от русского большевизма.

Переходя к цели моего настоящего выступления, я должен, г.г., сказать следующее. Представители всех фракций подчеркивали здесь достижение Совещанием полного согласия во всех вопросах, обсужденных нами и все они выражали надежду, что будет достигнуто, наконец, соглашение не только здесь, но и на всем антибольшевистском демократическом фронте. Да, Гг. Члены Совещания, мы тоже думаем приблизительно так, но мы не считаем себя вправе уйти из этого зала, не сказав хотя бы несколько слов о нашем спорном, повторяю, “злосчастном” пятом пункте. Мы считаем себя нравственно обязанными констатировать здесь пред закрытием Совещания то разногласие, которое осталось еще, к сожалению, между нами и вами, по национальному вопросу. Все ораторы, выступавшие здесь сегодня, упорно старались обходить молчанием этот спорный пункт, как бы боясь натолкнуться еще на неприятности. Но молчаниеплохой способ решения вопроса, а недоговоренность — начало всяких недоразумений и кривотолков. И потому сегодня. уходя из этого зала, мы должны сказать и крикнуть так громко, чтобы услышали даже в России, в чем мы сошлись окончательно и в чем мы еще не договорились.

Исходя из такого взгляда на характер и цель нашей работы здесь, наша фракция поручила мне заявить с этой трибуны следующее:

Воссоздание России может быть достигнуто только через демократию и через национальности, т.е., путем полного удовлетворения чаяний и требований национальностей. Мы, представители татарского народа, исходя из такого взгляда и убеждения, предложили на обсуждение Совещания резолюцию с освещением российского национального вопроса в полном его объеме, но Совещание не нашло возможным принять ее и предпочло ограничиться принятием резолюции в более неопределенной и недоговоренной форме. В этом факте мы видим, что взгляды Совещания и наши на национальный вопрос расходятся не только в редакции, но и в самом подходе к решению этого вопроса. И мы, уходя из Совещания с полным сознанием, что мы исполнили свой долг перед всеми народами России и перед будущей демократической великой федеративной Республикой, выносим такое впечатление, что национальный вопрос еще не получил своего полного разрешения на этом Совещании. Но мы не теряем надежды, что в близком будущем российское представительное учреждение, будь оно вроде настоящего Совещания или само Учр. Собрание — сознает, что воссоздание России может быть достигнуто только после восстановления демократического строя и после полного удовлетворения национальных требований всех народов России”.

Предcедameль. Слово для внеочередного заявления имеет чл. Учр. Собр. А. Ф. Керенский.

А. Ф. Керенский. Г. г. Члены Учредительнаго Собрания, весьма важно установить, что в течении работы этого совещания по целому ряду основных вопросов, касающихся международного положения России, установлено общее понимание, общая линия поведения политических партий, здесь представленных. Но, Г.г., еще важнее подчеркнуть здесь, что эта общность взглядов, единство в тактике, явились результатом возвращения общественного сознания России к великим заветам мартовской революции, возвращение на путь строительства государства усилиями воли и разума самого народа. Великие демократические принципы, провозглашенные в те мартовские дни, принципы, которые, по словам Члена Учр. Собрания, Милюкова, объединяли тогда весь народ русский — возрождаются в сознании русской общественности. Не “общий антибольшевистский фронт” создаем мы, а устанавливаем единое понимание целей, которые стоят перед русским народом. Нам по пути со всеми, кто искренне признает великие заветы демократического строительства Мартовской Революции. Единство народного сознания, народной воли, должно быть направлено не только против данной определенной большевистской группы узурпаторов, а против всякой группы, отрицающей основные принципы свободы, равенства и социальной справедливости, отрицающей суверенитет народной воли и подчинение всех партийных, классовых и сословных интересов этому основному закону всякой правильно построенной государственности. Признание в полной мере народовластия, народоправства — вот что объединяет нас здесь. И если сейчас, действительно, нет формальной, нет юридической связи этого частного совещания членов Учр. Собрания с Учр. Собранием 5-го января, то, г.г., есть другая связь, неразрывная связь, которая нас объединяет не только с Учредит. Собранием 5-го января, но и с самой Великой Революцией Мартовской. Связь эта — наше сознание, что лишь воля народа является единственно живым источником государственного, социального, культурного творчества всех народов. Свободная воля народа творит великие государства, которые держат в руках судьбы мира! В этом сознании — наше единство.

Мы пришли сюда и нашим единством здесь засвидетельствовали, что проходит ночь, что возвращаемся мы на путь здорового национального и государственного творчества, который приведет нас к свободе, правде и социальной справедливости. Не смотря ни на кого, не озираясь по сторонам, не боясь никаких наветов, никакой демагогии, мы еще раз говорим с каждым, кто станет на этот путь подчинения себя и всех своих, интересов воле народа — нам по пути. Мы пойдем с ним, пойдем до конца, до победы России над всяким мраком, над всякой политической и социальной реакцией, как бы она ни называлась.

Предстдате.л Н.Д. Авксентьев Г.г. Члены Учредительного Собрания. Работы Совещания закончены.

Позвольте мне в нескольких словах подвести итоги нашему совещанию, которое затянулось почти на две недели. Я говорю — в нескольких словах, ибо полагаю, что многое из того, что я мог бы сказать, было высказано предыдущими ораторами. Мы ставили себе задачи, которые обозначены были в 9 пунктах программы, и можем сказать теперь, что по всем этим 9 пунктам программы, мы стали на демократическую точку зрения. Мы признали, что обновление и возрождение страны может быть лишь делом самого народа, и только в признании его воли, только в его самодеятельности, в его, праве, лежит залог того, что 'Россия будет возрождена. Я и все здесь собравшиеся, не только утверждаем это, но в это положение влагаем всю свою волю, всю свою веру, потому что мы хотим этого возрождения, потому что мы верим, мы уверены в нем.

Господа, мы сознательно ограничили круг задач, который стоял перед данным совещанием вопросами международными. Мы исходили из сознания великой обязанности нашей выступить на защиту международных интересов России.

И я с удовольствием констатирую, что принятые нами здесь положения все более усваиваются и представителями западно-европейских держав и Америки. На днях мы слышали авторитетные слова одного из этих представителей. В его декларации было категорически указано и на непризнание законности большевистской власти, и на недопустимость интервенции и вмешательства во внутренние дела России, и громко были признаны те заслуги, те жертвы, то усилие, которые Россия принесла в войне, и которых никто из тех, кому эти жертвы приносились, никогда забыть не может и не имеет права.

Мы констатировали необходимость защиты интересов России через посредство постоянного представительства. Мы напили, что еще не наступило время для того, чтобы создать это постоянное представительство, и поэтому создали лишь комиссию для выработки более детального плана этого представительства. Но вместе с тем мы решили, что работы по исследованию не должны задерживать выполнения того, что уже решено, и на нашу комиссию мы возложили и исполнительные функции. Пусть она в своих работах почерпнет моральный авторитет в совещании, представлявшем демократическую Россию.

Господа, в вашем лице третья Россия сказала свое слово. То звание, которое мы носим, должно напомнить Западной Европе, что лица, здесь собравшиеся, избранники народной воли, что они имеют обязательство говорить во имя её, имеют право прикрыть себя знаменем российской демократии.

Теперь, заканчивая наши работы, я считаю нашим долгом выразить благодарность тем, ,кто дал нам гостеприимство и возможность работать здесь, — народу Франции и её правительству.

Закрывая собрание, позвольте мне, г.г. Члены Учред. Собрания, выразить уверенность, что время, которое протечет от данного совещания до следующего, не пройдет даром, и, что та комиссия, которая избрана нами, выполнит возложенные на нее поручения и задачи.

Объявляю сессию частного совещания Членов Учредительного Собрания оконченной. (Аплодисменты. Заседание закрывается).

Как инициативной группой, так и Президиумом Совещания было получено много приветственных телеграмм и писем, между ними от Российского посла в Вашингтоне Бахметьева, Российского посла в Берне Ефремова, Цюрихского комитета общества русских в Швейцарии, Общества русских в Давосе, Союза Российского Демократического студенчества в Швейцарии, Чешского генерала Дечека, г. Гомелла из Марселя и, русских социалистов-революционеров в Испании, объединенных русских социалистов в Нью-Йорке, Американского социалиста Спарга и др., но за недостатком места, Секретариат Совещания не находит возможным напечатать их тексты в Бюллетене.

Секретарь Совещания Ф. Туктаров.

 На главную страницу сайта