Тхоржевский И.И.

 

СТОЛЫПИН В СИБИРИ

 

«Сибирь, Сибирь... — ворчал в очередном днев­нике „Гражданина" князь Мещерский. — Не может же вся Россия перебираться на новые квартиры куда-то в Азию».

Поездка Столыпина в Сибирь в августе 1910 года казалась многим тогда в Петербурге каким-то чу­дачеством всесильного премьера.

 

Позвал он Кривошеина

И так ему сказал:

Вот там еще не сеяно!

Поедем на вокзал!

 

Все на колени падают,

Народ кричит: ура.

Все это очень радует,

Но где же хутора?

 

Так вышучивал сибирскую поездку, в длинном и язвительном стихотворении, Мятлев. В придвор­ных сферах шептались о чрезмерной, «царской» пышности столыпинского проезда. В общественных кругах покачивали головами: «как это объехать всю Сибирь в три недели», «потемкинские деревни» и т. д.

Столыпин, однако, вышел и на этот раз — как и во многих других случаях — победителем. Он отлично знал, для чего он едет в Сибирь. А то, что он оттуда «привез», — новую железную дорогу и новый план дальнейшей колонизационной деятель­ности в Азиатской России, примирило с ним даже его противников. Понравилось и то, что Столыпин напечатал свой всеподданнейший доклад и отдал его на суд общественной критики.

Поездка в Сибирь, конечно, не была только слу­чайным или рекламным эпизодом его премьерства. В политике Столыпин не был импровизатором. Взгляды его по крестьянскому вопросу сложились задолго до его петербургских триумфов. Не книги, не департаментские бумаги, а жизнь и власть, прямая «борьба в обхват» с революцией научили его тому, что для России нет и не может быть прочного будущего вне сильного крестьян­ства, вне мелкой земельной собственности. На этом он строил всю свою политику, а в этом плане уже нельзя было проглядеть такого «слона», как Сибирь.

Сибирь, с одной стороны, была царством как будто уже воплотившегося, крепкого, «столыпин­ского мужика», хозяйственного, богатеющего, с энергией и инициативой. Хутора искать в Сибири не приходилось, их было сколько угодно, только они именовались заимками. А с другой стороны — Сибирь продолжала существовать без права собственности: переселенческое дело велось под уг­лом зрения дарового и душевого наделения; земли отводились от государства вновь прибывающему на­селению... А для этого у богатых сибирских ста­рожилов и киргиз «отрезались» земельные из­лишки.

Внешнее противоречие между нашей земельной политикой «до Урала» и «за Уралом» было, таким образом, «соблазнительное». Урал был как бы во­доразделом между двумя мирами. Столыпинское стремление дать и Сибири «собственность» было поэтому встречено в вагоне его спутников шутли­вым, но верным восклицанием: «Нет более Пире­неев!»

По обе стороны Урала тянулась, конечно, одна и та же Россия, только в разные периоды ее за­селения, как бы в разные геологические эпохи. Впрочем, Западная Сибирь уже заметно сближа­лась с востоком Европейской России. Население там уплотнялось быстро, особенно после японской войны. В Сибирь шло ежегодно по несколько сотен тысяч крестьян, в особенности со времени отдачи под переселение всех кабинетских земель Алтая.

Этот широкий «алтайский» жест русской монархии прошел, кстати сказать, незамеченным, неоцененным. Единственный сибирский «поме­щик» — кабинет его величества — отдал даром, без всякого выкупа от казны, громадные, ценней­шие земли Алтая, в заветнейшем крестьянском раю, переселенцам — именем Государя.

«И никакой благодарности». Помню эти спокой­ные слова отнюдь не политика, старого и спокойного министра Двора, графа В. Б. Фредерикса. В них не было укора, не было даже особой горечи: был просто факт, исторический и совершенно бесспорный.!.

«Никакой благодарности» не ждал, конечно, от крестьян и Столыпин. Он вовсе не был «народолюб­цем-идеалистом». Знал отлично и мужицкую жес­токость, и тайную ненависть к культурным русским верхам, легко пробуждаемую злобу ко всем людям, по-европейски одетым. Он пророчески сказал Шингареву, пришедшему к нему как-то хлопотать об освобождении арестованных мужицких бунтарей: «Они и вас ненавидят, и вас готовы убить». Зато уже не по предчувствию, а по разуму, по государ­ственному опыту Столыпин знал, что мужика не­обходимо вывести на путь культурного собствен­нического развития, что возможности крупного сельского хозяйства в России драгоценны, но огра­ниченны, а главная опора русского благополучия все-таки свободное крестьянское хозяйство. Можно, конечно, русский народ разорить и поработить, можно в русский народ не верить и, по леонтьевскому совету, только «подмораживать» Россию так, чтобы она не «гнила». Но тогда нельзя быть русским, творческим, политическим деятелем, тогда ни у нас, ни у России нет будущего.

Не случайно же рост крестьянских хозяйств пе­ред войной, при Столыпине, совпал с общим хозяй­ственным расцветом России! Не случайно и в по­следние — уже болыпевицкие — годы всякое уг­нетение крестьянского хозяйства, хотя бы с помощью тракторов, немедленно ведет к обнища­нию России, а всякое самомалейшее послабление хозяйственному мужику оказывается живой водой, снова исцеляющей раны. В перспективе десяти­летий нет и не может быть для России иной кресть­янской программы, кроме столыпинской. И злей­ший враг сталинского коммунизма — русский кре­стьянин, в особенности же — сибирский. Тот самый сибирский крестьянин, который сумел окрепнуть сам, широко развил вольную кооперацию и нена­видит иго колхозов.

Но Столыпин видел в Сибири, конечно, не одного только сибирского мужика. «Нельзя отсечь у рус­ского двуглавого орла голову, смотрящую на вос­ток». Эти столыпинские слова, сказанные при за­щите кредитов на Амурскую железную дорогу, не были в его устах только риторикой. Он чувствовал целостность — военную и живую — всего того ог­ромного и пестрого материка, которым была Россия. Тот же Алтай, как и Уссурийский край, связывался живыми человеческими узлами с далекой Украи­ной. Но надо было крепче стянуть — и рельсами! — державное могущество великой России. А для этого одной только Сибирской железной дороги было то­гда уже недостаточно. Ведь к ее рельсам только и жалось, довольно узкой полоской, все наше пересе­ление! Помню, как Переселенческое управление, после передачи его из министерства внутренних дел в министерство земледелия, полушутя, полусерьез­но умоляло передать его в министерство путей со­общения: «Там — наше место». Так тема земли связывалась со второй сибирской темой — железной дороги.

В 1910 году Переселенческим управлением был выдвинут проект постройки новой южносибир­ской железнодорожной магистрали через плодо­родные сибирские степи. Против этого направления возражали целых три министерства — и какие! — военное, финансов и путей сообщения. Столыпину, одолеваемому противоречивыми докладами, хоте­лось заглянуть самому в Западную Сибирь — по­слушать споры местных жителей и, наконец, составить себе личное мнение. Хотелось ему и поговорить на месте с живыми переселенцами и старожилами Сибири, поглядеть на живой ход заселения Азиат­ской России, видеть его не только на бумаге, не только в раскрашенных диаграммах.

Но, с другой стороны, прав был и князь Мещер­ский: не всей же России переезжать в Азию! Не мог Столыпин уехать от власти и всех тревог Ев­ропейской России на полгода в киргизскую степь или в тайгу — изучать там Сибирь.

Тут Столыпину помог А. В. Кривошеин. Эти два человека вообще отлично дополняли друг друга. Один — вождь, рыцарь, весь — сила и смелость. Другой — такт, расчет, осторожность. И оба — энтузиасты. Энтузиасты не самодержавия, как на­зывают их слева, а великой России, нуждавшейся в исторической скрепе власти.

Кривошеин организовал и подготовил поездку Столыпина. Был разработан и обдуман до мельчай­ших подробностей маршрут по Западной Сибири, уложенный менее, нежели в месяц. Был также на­бросан — впрочем, без ведома Столыпина — и чер­новик будущей Сибирской записки. Его взяли с собой в путь, и там он все время пополнялся, пере­делывался, менялся, обогащаясь мыслью и содер­жанием.

В августе 1910 года поездка наконец состоялась. Столыпин взял с собой в поезд живую кладовую сведений по крестьянскому делу — добрейшего Д. И. Пестржецкого, а личным секретарем — князя Б. Л. Вяземского. Кривошеин забрал с собой в путь «самого» Г. В. Глинку, меня, как его помощника, и секретарем — Д. Ф. Гершельмана.

С тех пор начался и продолжался крутиться до 10 сентября интересный, но утомительный для всех нас «сибирский кинематограф». В поезде, на паро­ходе по Иртышу, в бешеной скачке на перекладных сотни верст по сибирским степям, от схода к сходу, от поселка к поселку, мелькали картины Сибири. Мужики, киргизы, переселенцы, их церкви и боль­ницы, склады сельскохозяйственных орудий. По­очередно сменялись, докладывали Столыпину и мелкие переселенческие чиновники, и важное си­бирское начальство.

Должен сказать, что на этом смотру переселен­ческие деятели, заменявшие отсутствовавшее в Си­бири земство, выгодно отличались своей деятель­ностью. Особенное впечатление на Столыпина про­извел заведующий Томским районом — всем Алтаем — Шуман, простой, широкого размаха «американец».

Губернаторы — лучшие из них — были погло­щены все тем же переселенческим делом. Прочая администрация явно «не выгребала». В Сибирь шли служить не избранные. Кривошеин, не чуждый ве­домственной ревности, был недоволен.

Сам Кривошеин сознательно все время поездки стушевывался, ограничиваясь ролью спутника, на­блюдателя, иногда дружеского суфлера. Зато Глин­ка, чувствуя себя невольным антрепренером, вол­новался больше всех и за всех. «Его Сибирь» дер­жала экзамен перед Столыпиным, но и «его» Столыпин держал экзамен перед Сибирью.

Высокий, властный, всегда внешне эффектный, Столыпин выдержал свою роль до конца. Он по-царски принимал почетные караулы, но просто и хорошо разговаривал на сходах с переселенцами и, что было труднее, со старожилами. Умно, хотя и несколько неприятно, в упор, ставил вопросы ад­министраторам. Сибирским обывателям умел добро­душно, вовремя пожелать: «богатейте». (Помню, как одному из серых сибирских купцов, в малень­ком городке, Столыпин пожелал «иметь миллион», на что тот почтительно и скромно ответил: «Уже есть».)

Спутников своих Столыпин поражал неутомимос­тью и подчинял своему обаянию. Но не могу, по совести, сказать, чтобы он был с нами «приятен». Он был внимателен, но скорее высокомерен. Позд­нее лестно отзывался обо всех Государю, сверх меры отличал; но тогда, в пути, приняв раз навсегда «позу власти», он из нее уже не выходил. Может быть, он был и прав в этом... А все-таки не раз вспоми­нались слова, слышанные в Петербурге от его лич­ных друзей: «Столыпин — возгордившийся правед­ник». Насколько проще и приятнее бывал с подчи­ненными, при всей своей безграничной вульгарно­сти и отсутствии душевного рыцарства, другой ве­ликий человек последнего царствования — Витте. (Третьего, в том же калибре, не было.) Но Витте был «сознательный грешник». А это вообще другая, более «человеческая» порода людей. Такие — го­раздо легче для общежития, бывают полезнее для государства, но не таким — совершать подвиги..

На реке Каме, на обратном пути, расставшись временно с переселенческим делом, министры от­правились в Поволжье. Тогда их сопровождали уже Риттих и Хрипунов (Крестьянский банк и землеустройство). А нам можно было, впервые за поездку, и заснуть, на двое суток — до Петербурга...

Когда вернувшемуся в Петербург Столыпину представили, по министерству внутренних дел, про­ект «его отчета», прекрасно, но по шаблону напи­санного, Столыпин попросил Кривошеина «скрасить его и дополнить». Тут-то и обнаружилась готовая «книга о Сибири», с его же, столыпинскими, мыс­лями, словами и впечатлениями, но обоснованная, в законченной разработке.

С разрешения Государя, знавшего и любившего Сибирь, эту книгу напечатали как «приложение к всеподданейшему докладу» (самый доклад занимал все две странички). И как же помогла потом эта книга — и обаяние П. А. Столыпина — расширению переселенческого дела, привлечению внимания к Азиатской России!

Самого Столыпина год спустя уже не было. Один из немногочисленных праведников русской власти, лучший из всех, кем могли еще держаться монар­хия и Россия, — был убит. Так, как он сам это предсказал: «рукою охранника».

 

1933

 

К оглавлению.

 

На главную страницу сайта.