4. Демократия как угроза

 

В начале 1917 года в повестке дня туркестанского правительства и ос­новных политических сил стояли весьма серьезные вопросы: следо­вало определить политические права мусульманского большинства края и прояснить отношения между местным правительством и пра­вительством в Петрограде. Обсуждались различные конституцион­ные варианты, поскольку уже назрела необходимость утвердить окончание зависимости, основанной на военном завоевании, и за­фиксировать появление новых отношений (необязательно колони­ального характера) между Туркестаном и Россией. Дискуссия шла о формах и границах желаемой независимости.

К этой ситуации край пришел не в результате антиколониальной мусульманской революции. Мусульманские политические организа­ции, даже самые активные, не стремились, как мы уже знаем, по­рвать отношения с Россией и объявить о независимости. Авторитет центральной власти упал по причинам в основном внутрироссийского свойства — вследствие демократической революции, экономичес­ких проблем, войны. Колония постепенно предоставлялась сама се­бе, хотя формально еще зависела от Петрограда, при этом централь­ное правительство еще пыталось оказывать влияние и осуществлять силовое вмешательство, как мы увидим далее, только в наиболее сложные моменты.

Умеренность мусульманских политиков не входила в противоре­чие со слабостью центральной власти, но положение колонии оста­валось тем не менее неопределенным. Одна из причин этой неопре­деленности состояла в том, что осуществление в Туркестане рефор­мы, основанной на применении принципов проекта Временного правительства, привело бы к последствиям, маложелательным для большинства проживающих там русских: создание демократических институций, базирующихся на всеобщем голосовании, реально угрожало поколебать основы русской власти и снизить колониальную зависимость региона. Прочие причины неопределенности нам известны: экономический кризис, атмосфера напряженности между русскими и мусульманами в городах, жестокие конфликты между колонистами и кочевниками.

В этой главе мы рассмотрим этапы институционального перехода от системы назначения сверху к политической новации, основанной на голосовании. Первый «избирательный эксперимент» произошел в Ташкенте при обновлении Городской думы. Это было под. ходящим случаем, чтобы понять, есть ли какие-то взгляды, которые разделяет население обеих частей города, и имеется ли, следовательно, возможность найти кандидатуры, что-либо значащие как для русских, так и для мусульманских избирателей. Это заставило русские партии окончательно определиться относительно противоречий между их демократической риторикой и во многом колони­альной сутью. Также и мусульманские организации должны были выработать свое отношение к формам демократии, предлагаемым Россией. Среди прочего наконец обнаружился бы реальный вес прогрессизма джадидов в мусульманском обществе. Мы не будем сразу сообщать результаты голосования, о них читатель узнает через несколько страниц.

Затем мы проанализируем реакцию русских кругов на угрозу рас­пада колониальной власти. Мы приближаемся к Октябрю, который здесь обернется «революцией наоборот», контрреволюцией.

 

Правительство края и Совет

 

Формально администрация Туркестана зависела от Временного правительства и, следовательно, от членов Комитета, которых при­сылал Петроград. В действительности властные отношения имели другую конфигурацию. В селах и городах действовали Советы или другие местные органы, которые и были реальной властью, в то вре­мя как на более высоком уровне, то есть на уровне края и областей, имела место двойственность или, лучше сказать, двусмысленность в разделении властей. В самом деле, существовал Совет Туркестана наряду с Комитетом Временного правительства, а в областях дейст­вовали областные Советы, но Комитет имел право назначать там сво­их полномочных комиссаров.

Весной это равновесие властей было отнюдь не стабильным. В начале мая, как мы уже видели, краевой Совет взялся за организа­цию продовольственного снабжения, присвоив себе важную функ­цию правительства. Это решение, принятое под давлением растуще­го недовольства русского меньшинства, было частью более широких действий Совета, стремившегося поставить под сомнение политиче­скую самостоятельность Комитета и самоутвердиться в качестве реального центра власти в регионе. Повод для такого поворота представился, когда Комитет назначил двух военных, ненавидимых Сове­том, в администрацию Сырдарьинской области. Ташкентский Совет выразил протест против этого назначения и потребовал их отзыва, а также отставки Щепкина, председателя Комитета529 . В ответ на эту атаку члены Комитета, находящиеся в Ташкенте, заявили, что отвечают за свои действия только перед Временным правительством, но это заявление не сопровождалось рассмотрением претензий Совета, напротив, они подали в Петроград заявление о собственной отставке.  В телеграмме Временному правительству члены Комитета, исключая двух комиссаров Семиречья, заявили, что вынуждены отка­заться от должностей, поскольку общая политическая ситуации в России не позволяет им ответить Совету энергичными мерами, сле­довательно, они принуждены уступить530.

Конфликт между Советом и Комитетом пришелся на поворотный момент в политике самого Временного правительства. В Петро­граде после апрельских волнений и падения первого кабинета князя Львова было образовано коалиционное правительство с участием со­циалистических партий. Тем самым действия Совета были направлены на приведение местной политики в соответствие с политикой центра. В Туркестане, однако, отставка Комитета, возвращение в Пе­троград большей части его членов и более чем месячный перерыв до образования нового Комитета вызвали вакуум власти, который мог преодолеть только Совет, взяв на себя все функции управления. Судя по заявлениям, сделанным в связи с отставкой членов Комитета, кра­евой Совет стремился, однако, не к этому. Совет хотел влиять на пра­вительство, контролировать его, но не заменить его собой531.

Комитет продолжал формально существовать, хотя его члены ушли в отставку, а некоторые даже покинули Ташкент. Совет, кото­рый по закону не мог взять на себя власть правительства, решил при­соединить к Комитету, лишенному теперь всякой власти, краевое со­вещание. Этот новый орган, представляющий советские, государст­венные и мусульманские институции, стал, по сути, правительством Туркестана532.

По другую сторону баррикад от этого аномально выстроенного и хрупкого институционального образования находилось бурлящее об­щество края. Проблема сохранения порядка вставала со всей безот­лагательностью в самом Ташкенте и в Ташкентской и Сырдарьинской областях. В середине мая было создано областное совещание, призванное управлять деятельностью разнообразных местных Сове­тов и комитетов, привести их в соответствие с существующими зако­нами533. В те же дни, опять же по общей инициативе Совета и других общественных организаций, образовалось городское совещание для борьбы с хулиганством, пьянством, самогоноварением, азартными играми и т.п. Совещание, которое могло самостоятельно наложить арест до шести месяцев на подозреваемых в преступлении, принимало  на себя функции городской полиции534.

Спокойствие нарушала,  однако,  не только  обычная преступность, имели место также стихийные забастовки и массовое дезертирство из армии. Общественные организации умеренного толка, представлявшие профессиональные круги русского населения, стремились обвинить в этой ситуации Совет, возлагая на него ответственность за ослабление дисциплины на рабочих местах и в казармах535 Краевой Совет, который сейчас ставил себе первейшей задачей сделать страну управляемой, отреагировал на обвинения, объявив жестокие санкции против дезертиров и приняв меры против беззаконий, зачастую чинившихся солдатами, как, например, продажа казарменного имущества536. Одновременно с этим Совет стал вмешиваться во все основные проблемы армейской жизни: он вынес отрицательное решение по поводу запроса об отправке домой трехсот солдат родом из Семиречья для защиты своих родных, как они уверяли, в случае беспорядков, устроенных кочевниками537; приказал другим военным частям передислоцироваться в Ташкент538; поддержал решение Временного правительства провести набор рекрутов среди русских, рожденных в Туркестане, которые до сих пор были избавле­ны от военной службы539; допустил отправку войск из Туркестана на фронт, несмотря на то, что это значительно ослабляло солдатский Совет540. Сам Бройдо, непререкаемый лидер краевого Совета, отпра­вился с этими частями541.

Начинания, которые привели к отставке Комитета под председа­тельством Щепкина, виделись в Петрограде как соответствующие новой политике центрального правительства, а последующие дейст­вия Совета продемонстрировали его надежность в партнерстве с центром. В Петрограде признавали необходимость реорганизации системы управления Туркестаном и допускали, что Совет сыграет в этом значительную роль, но не подразумевали его чрезмерного вме­шательства в управленческую деятельность542. Центр ценил Совет в основном как инструмент поддержания порядка и считал необходи­мым с ним сотрудничать, в особенности для избежания ожесточения конфликтов, в первую очередь в Семиречье543. Мусульманский Ис­полнительный комитет, который представлял в Петрограде мусуль­манское движение всех регионов бывшей Российской империи, так­же высказался в пользу Совета и обратился к Бройдо за докладом о положении мусульман в Туркестане544.

Назначение нового туркестанского Комитета было результатом переговоров с Петроградом, в которых активную роль играли пред­ставители туркестанского Совета. Параллельно в Ташкенте проходи­ло обсуждение кандидатур между краевым Советом и Милли Шураси (Национальный центр мусульман Туркестана под руководством Мустафы Чокаева)545. Членами Комитета были назначены, по предложе­нию Милли Шураси, сам Чокаев546 и Иванов, которого, хотя он и был русским, ценили за корректность, проявленную после Февраль­ской революции, когда он был городским головой Ташкента. От ста­рого Комитета остались Шкапский и Тынышпаев, бывшие комисса­рами Семиречья и ценимые Милли Шураси, а также Липовский и Елпатьевский, которых считали людьми краевого Совета. Вошел туда также и русский меньшевик, Шендриков547. По предложению краевого Совета председателем Комитета стал Наливкин548. Наливкин из русских был, возможно, лучшим знатоком местного общества, он нал и языки, и культуру, пользовался хорошей репутацией как у джадидов так и у улемов славился своей левой идеологией549.

Соответственно, в середине июля Туркестан получил новый Комитет. В противоположность предыдущему, на этот раз речь шла об органе, назначенном после долгих переговоров с местными поли­тическими силами, который, по существу, удовлетворял как требова­ниям русского Совета, так и требованиям мусульман и состоял из лю­дей прогрессистского толка, созвучного тому, что преобладал в Пет­рограде. На собрании Совета обсуждались возможные формы отношений с новыми представителями правительства и было решено образовать Краевое совещание, представляющее местные силы, в первую очередь Советы, чтобы поддержать Комитет, а также создать на областном уровне комиссариаты, состоящие из людей, на­значенных совместно Комитетом и представителями местных Сове­тов550. Идея независимости от Совета, тщетно отстаиваемая старым Комитетом, была уже давно забыта. В отсутствие точных правил, диктуемых центральным правительством, Совет готовился управ­лять посредством нового Комитета.

Приближалось, однако, время глубинных изменений в жизни ко­лонии. Назревал переход от политического режима, построенного на назначениях и кооптации, к системе, строящейся на всеобщих вы­борах. По всей России готовились к местным выборам, вовсю шла избирательная кампания по выборам в Учредительное собрание. В колонии опасались, что эти трансформации приведут к отрица­тельным и губительным результатам для русских, которые составля­ли этническое меньшинство и оказались бы также и политическим меньшинством. Совет как гарант порядка и той степени демократии, которая допускалась колониальной природой режима, был абсолют­но неадекватен революции, декларирующей переход к демократии, строящейся на всеобщем голосовании.

 

Русские становятся политическим меньшинством

 

С того момента, как в Ташкент пришло известие об образовании Временного правительства, встреченное на улицах города «Марсель­езой»,  все главные русские политические  организации  ставили в центр своих программ построение и защиту демократического строя. Именно благодаря демократии эти организации смогли появ­иться (или перестроиться) и обрести место и авторитет во власт­ных институциях края.

Эти русские организации рассматривали население, в особенности мусульманское, как человеческую массу, которую надо направлять и воспитывать, то есть понимали правление в параметрах колониального режима, но чуть более открытого к участию в нем местного населения; они ни в коем случае не намеревались начинать колониальную революцию, которая бы обратилась против них самих. Превознося демократические ценности, политические лидеры русского меньшинства не соглашались с чрезмерными претензиями на власть мусульманских лидеров, приводя в защиту собственных позиций тот факт, что мусульманское общество было авторитарным и малограмотным. Демократия представлялась им как фундамент ценно­стей меньшинства, а не как признание прав большинства. Она была отличительным признаком русского общества от туземного, призна­ком культурного и гражданского превосходства русских над отста­лым и привыкшим к деспотизму местным населением.

Русские политические организации поэтому считали, что связи Туркестана с Россией не должны ослабляться, но в то же время необ­ходимо дать колонии определенную степень самостоятельности, на­столько, чтобы позволить ташкентскому правительству действовать с учетом специфики местного общества. Полная независимость и власть большинства (автохтонного), по мнению меньшинства (рус­ского), привели бы к отрицанию демократии как главного завоева­ния Февральской революции.

Эта концепция возникла уже в апреле, когда на съезде обществен­ных краевых организаций обсуждались отношения между Туркеста­ном и Россией. На съезде присутствовали представители всех поли­тических сил, поддерживающих Временное правительство, почти все делегаты были русскими. Съезд высказался в пользу образования «демократической федеративной республики» с «сильной централь­ной властью, действующей в интересах всей России». Члены этой федерации обладали бы «большей или меньшей автономией соответ­ственно их культурному уровню»551.

Через несколько дней после съезда представители тех же полити­ческих сил были созваны на собрание Комитета Временного прави­тельства. Там позиция русских прозвучала в более явной форме: «Особенная ситуация Туркестанского края... делает невозможной полную политическую независимость»552. Отчет собрания появился на страницах «Туркестанского курьера», еженедельника, близкого кадетам; в статье говорилось, что «как колония Туркестан должен уп­равляться наподобие английских и французских колоний», однако с учетом того, что существует «огромная разница... между культурным уровнем Канады и Австралии и уровнем туземного населения Туркестана», а также того факта, что в Туркестане «туземцы» гораздо более многочисленны553. Темные мусульмане, как их часто называла русская пресса Туркестана, неспособны к самоуправлению.

В мае, когда было разорвано соглашение, связывающее Комитет Временного правительства с Советом, последний попытался усилить собственную политическую деятельность, завоевывая общественные организации, которые были в подавляющем большинстве близки кадетам и защищали Щепкина в схватке с Советом554. Осво­бодившись от связей с кадетами, казалось бы, терявшими силу, Совет попытался усилить свою поддержку обществом, обратившись в том числе и к мусульманскому населению. Несмотря на это, он избегал официальных высказываний по поводу автономии.

Эта проблема, напротив, обсуждалась на съезде эсеров. На нем была принята резолюция, в которой в лучшем колониальном стиле утверждалось, что мусульманское население пока не смогло воспри­нять западных стимулов к культурному развитию, что не существует пока образованного мусульманского класса, способного управлять своим народом и направлять его к началам демократии. Съезд не от­рицал в принципе автономии, хотя утверждал, что она может быть определена только позже — Учредительным собранием; в настоящий момент же он призвал к созданию органов местного самоуправления в городах и селах, которые способствовали бы «созреванию» населе­ния на основе демократических принципов555.

Социал-демократы обсудили отношения между русскими и му­сульманами, а также автономию Туркестана на июньском съезде. Резолюция съезда гласила: «Признавая, что полное разрешение на­ционального вопроса возможно только при уничтожении классовых различий после торжества социализма, а до того возможно лишь смягчение национальных противоречий или национального угнете­ния путем паллиативов, политическая автономия отдельных облас­тей не дает достаточных гарантий прав национальных меньшинств». Съезд счел тем не менее необходимым, чтобы в реорганизации рос­сийского государства учитывалась специфика «наций, их образа жиз­ни и экономики», предлагая «национальную и культурную автоно­мию» разным народам края556.

Дебаты между русскими о правах мусульманского большинства состояли, однако, не только в этих более или менее расплывчатых формулировках по поводу автономии Туркестана. Близость выборов в ташкентскую Думу и Думы других городов края требовала конкрет­ных предложений. Это было поводом, для многих нежелательным, к применению на практике тех самых демократических принципов, на которые все так неопределенно ссылались.

Относительно ташкентских выборов начали оживленно дискути­ровать в начале мая. Кадеты предложили создать две Думы: одну — для европейских кварталов, другую — для мусульманских. Тем самым русские сохранили бы контроль над своей частью города, где находились вокзал, банки и немногочисленные промышленные предприятия. Более богатый бюджет нового города снял бы с себя таким образом административные расходы мусульманских кварталов, которые управляли бы собой отдельно и за свой счет. Эта идея защищалась знакомой нам аргументацией: мусульмане, говорилось в «Туркестанском курьере», находятся на «культурном уровне» ниже русских и в пять раз более многочисленны; если бы избиралась единая Дума, они получили бы пропорциональное число депутатов, а это остановило бы «культурное» развитие города; следовательно, необходима страховка от риска, состоящего в численном превосходстве мусульман, потому что пройдет, быть может, еще сто лет, пока они достигнут «культурного уровня», достаточного для того, чтобы управлять наравне с русскими557.

Кадеты в поддержке своего предложения опирались на заявления, сделанные Убайдуллой Ходжаевым на собрании общественных организаций в апреле558. Как мы уже упоминали, Ходжаев признавал что мусульмане не могли рассчитывать на число представителей в институциях, равное русским. Сам Мустафа Чокаев, когда прибыл в Ташкент, соглашался с кадетами и считал, что формирование еди­ной Думы потребует политических качеств, которыми мусульмане не обладают559. Мусульманское движение получило толчок к радикаль­ному развитию от Зеки Велиди Тогана. Башкирский лидер, который прибыл в Ташкент за несколько дней до Чокаева и записался в пар­тию эсеров, заявлял, что город должен иметь единую Думу, избран­ную всеобщим равным голосованием, без различия между горожана­ми560. Во имя демократии защищались права автохтонного большин­ства. Это стало преобладающей позицией среди мусульман, когда началась организация движения и появилась Шура-и-Ислам.

Русские социалистические партии, которые управляли краевым Советом и находились в тот момент в полемике с кадетами Комитета Временного правительства и буржуазными общественными органи­зациями Ташкента, приняли позицию мусульман (возможно, чтобы продемонстрировать превосходство собственных демократических убеждений над предрассудками) и так же предложили формировать единую Городскую думу561.

Началась избирательная кампания.

В новом городе было сформировано двенадцать избирательных списков. Имелись партия эсеров и партия социал-демократов, через Совет осуществлявшие реальную власть русских в Ташкенте, а также и в крае. Первая из них поставила во главе списка авторитетное имя Керенского562. Либеральная русская буржуазия была представлена либерально-демократическим блоком, соотносящим себя с кадетами; помимо того, имелись списки партии «Народная свобода», собрания общественных организаций, домовладельцев, казацкого круга, евреев европейского города, солдатских жен, интеллигенток, Совета русских каменщиков, профсоюза промышленных и торговых служажих.

Мусульмане представили только четыре списка: улемы; «мусульмане старого и нового города», представляющие прогрессистские круги Шура-и-Ислам; список мусульманских каменщиков (под влиянием городского Совета); список от евреев старого города (бухарские евреи)563.

Мусульмане,  следовательно представили меньшее число списков, но среди них произошел значительный раскол: Джамаит-и-Упема откололась Шура-и-Ислам и участвова­ла в выборах самостоятельно, улемы-традиционалисты решили ответить на политичес­кое превосходство джадидов и сочли переход от системы кооптации к выборам подхо­дящим поводом, чтобы вос­пользоваться поддержкой на­селения. Для них было важ­ным разрушить опасный диа­лог с русскими, который нача­ли джадиды и который числил политическим партнером кра­евой Совет.

Принимая правила пред­выборной конкуренции, улемы все же требовали, чтобы женщины не занимались пуб­личной деятельностью и, следовательно, не ходили на выборы. Тра­диция имела большее значение, чем преходящие избирательные ус­ловности. Вопрос о правах женщин был, впрочем, далеко не послед­ним в полемике между улемами и джадидами. Это уже крайне остро дискутировалось в мае, на мусульманском съезде в Москве, но теперь проблема вновь становилась актуальной, потому что джадиды, не разделяющие консерватизма улемов, не желали отказываться от дра­гоценных голосов564.

В начале июля Шура-и-Ислам обратилась к муллам с просьбой разрешить женщинам участвовать в выборах и предложила, чтобы те голосовали с закрытым лицом, в закрытых помещениях и под при­смотром других женщин565. Вскоре, однако, по старому городу рас­пространились слухи, что женщины будут обязаны открыть лицо, а мужчины, получив право голоса, должны будут потом идти на воинскую службу566. Слухи, возможно, были пущены с целью убедить мусульман отказаться от голосования. Однако в конце концов голосо­вание было организовано, специально для женщин выделили пять избирательных участков, при условии, что они снимут покрывала для установления личности567. Джадиды, поддерживая эту процедуру оказались в оппозиции к муллам и в глазах многих выглядели, соответственно, предателями.

Русские в это время развернули активную предвыборную пропаганду, членов Совета настойчиво призывали привести к урнам своих жен.

В конце июля состоялись выборы.

Результаты выборов (см. таблицу) отражают четкие политичес­кие различия между новым городом и старым. Только один избира­тельный список (список Шура-и-Ислам) был представлен в обеих частях города. Он получил около 1000 голосов в новом городе, где имел поддержку мусульман европейских кварталов, и 6000 в старом городе, где 40 000 голосов ушли к Джамаит-и-Улема. Шура-и-Ислам добилась только 11 из 112 думских мест, в то время как улемы полу­чили 62. Это было плохим результатом для прогрессивных мусульманских политиков и для джадидов, вынужденных признать непопулярность своего политического проекта. В старом городе по­ловина избирателей не голосовала, крайне высокой была явка среди мужчин, а женщины остались дома. Среди проголосовавших 9 из 10 поддержали консерваторов-улемов. В русской части города явка была выше, по результатам на первом месте оказалась партия эсеров: сказалась поддержка Керенского, который за несколько дней до того стал председателем Временного правительства.

«Наша газета», издание Совета, ссылаясь на результаты выборов в новом городе, провозгласила «победу социалистов». Однако эта по­беда не выходила за пределы европейского общества. Русские выска­зались в пользу своего правительства в Петрограде и нуждались те­перь в его поддержке, поскольку стали в Ташкенте политическим меньшинством. Газета опубликовала результаты выборов с именами новых членов Думы, но опустила имена представителей Джамаит-и-Улема, которые вышли победителями. Газета ограничилась указани­ем, что речь идет о «четыре мусульманских судьях, многих муллах и богатых баях»569. Их имена было трудно писать кириллицей, да и не было желания подчеркивать их значительность.

Джамаит-и-Улема — опасный соперник джадидов, недооценен­ный русскими социалистами, - утвердилась в качестве основной по­литической силы города, получившей абсолютное большинство мест в Думе. Теперь Джамаит-и-Улема была готова завязывать отно­шения с выразителями русских консервативных тенденций, только бы положить предел козням со стороны русских реформистов и джа­дидов.

Противоречия с джадидами и русскими социалистами прояви­лись уже на первых заседаниях думы. Улемы, будучи вынуждены искать союзников среди русских, чтобы те не выбрали игру на разде­ление Думы на две части и на самоуправление нового города, поддержали кандидатуру русского монархиста на должность городского головы570. Эсеры и социал-демократы сочли это недопустимым, так же как и джадиды. Прения длились десять дней, но наконец компромисс был достигнут: городским головой назначили эсера, его заместителем — представителя Джамаит-и-Улема572. Однако борьба между двумя фракциями со временем только ожесточалась.

 

 

Результаты выборов в Ташкентскую городскую думу.

 

Старый город

Новый город

Всего по городу

Число имеющих право голоса

93 674

40 704

134 378

Число проголосовавших

47 189

25 052

72 241

% явки

50,4

61,5

53,8

Число избранных депутатов

74

38

112

Голоса:

 

 

 

Партия эсеров

Число

-

15 753

15 753

%

-

62,9

21,8

Число депутатов

 

 

24

Партия социал-демократов

Число

-

2 946

22 946

%

-

11,8

4,1

Число депутатов

 

 

5

Радикально-демократический блок

Число

-

1569

1569

%

-

6,3

2,2

Число депутатов

 

 

2

Собрание общественных организаций

Число

-

1154

1154

%

-

4,6

1,6

Число депутатов

 

 

1

Прочие 8 списков нового города

Число

-

2520

2520

%

-

10,0

3,5

Число депутатов

 

 

4

Джамаит-и-Улема

Число

40 302

-

40 302

%

85,4

 

55,8

Число депутатов

 

 

62

Шура-и-Ислам

Число

6050

1110

7160

%

12,8

4,4

9,9

Число депутатов

 

 

11

Прочие 2 списка старого города

Число

837

 

837

%

1,8

 

1,1

Число депутатов

 

 

2

 

 

 

 

 

Противостояние было усугублено обсуждением мусульманской самостоятельности в отправлении правосудия. Вопрос был поднят в связи с проектом реформы, подготовленным Временным правитель­ством, который был призван очертить круг полномочий шариатских судей — казиев. Проект не устраивал исламские консервативные кру­ги Ташкента, не желавшие допускать вмешательства русской юсти­ции во внутренние дела мусульманского общества и предлагавшие, напротив, усилить полномочия казиев. Эта проблема была предме­том спора также и между самими мусульманами, так как джадиды не соглашались с улемами и с их консервативным подходом к вопросам права. Наблюдались признаки несогласия с предложением улемов и среди кочевников, которые опасались, что усиление власти казиев приведет к попыткам расширить применение шариата и на населе­ние, практикующее адат, традиционное право573.

В то время как шли эти споры, а Чокаев и Лапин вели длитель­ные заседания в поиске компромисса, произошел случай, который значительно осложнил ситуацию. Некий Мир Мухсин написал ста­тью в «Туране» с жестокой критикой традиционного образования в медресе. Тема, собственно, была не нова, эта критика многократно высказывалась джадидами, но статья привела к скандалу. Ташкент­ские улемы, воспользовавшись поводом, выразили глубочайшее не­годование и оценили публикацию как оскорбление ислама, казий приказал начальнику полиции старого города арестовать Мир Мухсина и приговорил его к отсечению руки. Дебаты о системе правосу­дия переместились из области определения принципов к обсужде­нию этого конкретного случая. Русское общественное мнение опол­чилось против приговора; городской Совет потребовал ареста казия; наконец русский суд отменил приговор исламского судьи и по­становил освободить из-под стражи Мир Мухсина. Чокаев, приведя этот эпизод в своих воспоминаниях о 1917 годе, вспоминает, что пытался вмешаться в ситуацию, но его позиция выглядела двусмыс­ленной: в самом деле, он был против приговора казия и, разумеется, расценивал вердикт как свидетельство отсталости правосудия, но он и не поддерживал яростную атаку русских на эту институцию. Чокаев занимал промежуточную позицию, в то время как русское и му­сульманское общественные мнения находились в открытой оппози­ции друг к другу574.

Этот вопрос, как подчеркивал Чокаев, имел весьма тревожные политические последствия. Улемы, настаивая на своем требовании усилить исламские суды, возбуждали враждебное отношение к себе со стороны русских и противопоставляли себя Временному прави­тельству, которое не стало бы принимать их сторону вопреки русско­му общественному мнению. Дело Мир Мухсина, казалось, возникло специально, и, может быть, так оно и было, чтобы поставить джадидов и Шура-и-Ислам в сложное положение и обозначить границу между двумя социумами, населяющими Ташкент.

Напряженная атмосфера непосредственным образом сказалась в ташкентской Думе. Комитет Временного правительства и городской Совет, которые не могли игнорировать настроения русских, склонялись к рассмотрению идеи о разделении Думы, как изначально предлагали русские консервативные силы. Таким образом терпела крах автономия мусульман, воспринимаемая как право управлять — сегодня Ташкентом, а завтра, возможно, и всем Туркестаном575.

Джадиды были, по существу, гораздо ближе к русским социалис­тическим партиям, чем к улемам, но не могли открыто проявить свою враждебность к крупнейшей мусульманской политической ор­ганизации. Их позиция особенно усложнилась, когда русские пар­тии, числящие себя прогрессистскими, начали жесткую пропаган­дистскую кампанию против Джамаит-и-Улема.

В день назначения городского головы «Наша газета» опублико­вала статью «Голод и улемы», вызвавшую сенсацию. Автором был некий Цвилинг, социал-демократ большевистского толка. Целесообразно привести важные фрагменты этого текста, характеризующие стиль полемики, а также тот политический поворот, который назре­вал в русских социалистических партиях, формировавших краевой Совет:

«Голод со всеми его ужасными последствиями надвигается к нам все ближе и ближе. Из разных городов и уездов, сел и кишлаков с каждым днем поступают сведения одно другого тревожнее.

Нет хлеба, нет картофеля, исчезает мясо.

Весь ужас положения заключается в том, что нет продуктов, кото­рыми бы можно было заменить хлеб и мясо. Нет ни фруктов, ни ово­щей. <...>

Председатель Сырдарьинского областного комитета в своем до­несении в Петроград о голоде в Туркестанском крае говорит прямо и открыто всю правду:

— Мы накануне голодных бунтов. <...>

Перед нами картина самого настоящего, самого ужасного голода.

Единственное наше спасение, единственная мера для ослабления Кризиса — это организация.

А для города Ташкента такой организацией является Городская Дума. <...>

К нам надвигается и еще одно страшное бедствие — холера. <...>

Голод — лучший спутник холеры <...> все надежды были обращены на новую Городскую думу.

И вот случилось большое несчастье: появилось третье бедствие — «Улема»! столь же опасное, как голод и холера. Опасное потому, что тормозит работу нового городского самоуправления.

Кучка вожаков-реакционеров старого города, по-видимому, задалась целью дискредитировать демократическую Думу <...> Эта кучка реакционеров из старого города состоит из богачей, наживших миллионы во время войны, составивших состояние на народном бедствии.

Им не интересна борьба с голодом, а, наоборот, им нужен этот голод, чтобы нажить еще миллионы на припрятанных товарах. <. > Для русской части города в крайнем случае есть простой выход: отде­литься от туземцев и образовать отдельную Думу576.

Статья выражала мнение социалистических партий, которые препятствовали союзу Джамаит-и-Улема с русскими консерваторами, но не видели возможности управлять городом и постепенно осозна­вали свою ошибку в отстаивании идеи единой Думы. Выпады против Джамаит-и-Улема звучали и как обвинения в адрес 85% мусульманско­го населения, проголосовавших за улемов на выборах, и были направлены на консолидацию русского общественного мнения в пользу Совета перед лицом мусульманской угрозы. Впервые в отно­шении мусульман использовались столь оскорбительные выраже­ния. Эта инициатива не могла не поставить в крайне сложное поло­жение Шура-и-Ислам, подталкивая ее к выбору — принять сторону мусульманского большинства или же сторону русских соцпартий.

Русские партии оказывали давление на все мусульманские силы, используя самую острую тему — нехватку продовольствия. Если бы мусульмане пошли на сотрудничество, отступив на второстепенные роли, они могли надеяться на то, что Дума учтет их интересы при распределении продовольствия; в случае отказа от сотрудничества им пришлось бы выстраивать собственную самостоятельную админи­страцию, а влиятельные фигуры старого города и базарные купцы оказались бы ответственными за голод, распространяющийся среди их соотечественников. Однако эта угроза имела крайне незначитель­ный эффект в склонении улемов к большему сотрудничеству в рамках Думы. И это было признаком значительного ухудшения политичес­кой ситуации.

Выборы ослабили власть Совета, который прежде играл значи­тельную роль в управлении краем, а теперь имел оппозицию со сто­роны мусульман в самой столице колонии. Перспективы были не­определенными как никогда, поскольку по всему Туркестану готови­лись другие выборы — в Учредительное собрание. Совет, прежде надеявшийся внести раскол между мусульманами, пользуясь преиму­ществом отношений с Шура-и-Ислам, обнаружил теперь, что и его союзники были слабы, враждебно настроив по отношению к себе мусульманское большинство.

В ход была пущена угроза голода, но это обернулось лишь пропа­гандистским маневром, так как правительство, занятое успокоением своих собственных соотечественников, ничего не могло предложить мусульманам. Среди европейского населения крепло опасное и неуправляемое недовольство, направленное прежде всего против мусульман и усугубляемое боязнью роста их влияния в городском управлении. Атака на улемов была лишь слабой попыткой в первую очередь умиротворить русских.  Среди последних, однако зрела революция.

 

Примечания.

 

530      Победа (1963). С.89-80; Туркестанский курьер. 1917. 09.06. №102. С.З.

531      Такой вывод можно сделать из текста протокола заседания краевого Совета, на котором обсуждалась отставка членов Комитета (Победа (1963) (95—98), и из отчета заседания исполкома ташкентского Совета, на котором председатель и некоторые члены Комитета Временного правительства пытались предотвратить его развал (Наша газета. 1917. 13.06. №16. С.З).

532      Членов совещания избирали: троих — съезд краевых исполкомов, троих — краевой рабоче-солдатский Совет, троих — мусулыманский краевой Совет, двоих — Городская дума Ташкента, десятерых — области края (2 члена на область), двоих — русские колонисты Бухарского эмирата. Данные по стенограмме первого заседания совещания 29 апреля (ЦГАРУз. 1-1044/1/25/1; Резцов Л. Ок­тябрь в Туркестане. Ташкент, 1927. С.61).

533      Прокурор ташкентского городского суда и прокурор областного суда по­ложительно приняли эту инициативу. Это можно увидеть в их докладе от 7 авгу­ста об изменениях, произошедших в округе после Февральской революции: По­беда (1963). С.208-209.

534      Туркестанский курьер. 1917. 19.05. №109. С.З.

535      Наша газета. 1917. 07.05. №13. С.1.

536      Там же. 01.06. №31. С.2.

537      Там же. 13.05. №16. С.4.

538      Туркестанский курьер. 1917. 11.06. №128. С.З.

539      Там же.

540      Там же. 14.06. №130. С.3-4.

541      Там же. 25.06. №140. С.З.

542      В середине июня Бройдо, который, судя по всему, не отбыл на фронт, встретился в Петрограде с князем Львовым, председателем правительства, и обсудил с ним программу переустройства управления в Туркестане. Программа, разработанная краевым Советом, содержала три основных пункта. Первый пункт заключался в том, чтобы представители Временного правительства рабо­тали вместе с местными политиками. Это предложение, однако, было встрече­но скептически. Обсуждение проходило в МВД, в заседании участвовали от­ставленные члены Комитета, и общее мнение склонялось в пользу создания Краевого совещания с исключительно совещательными функциями. Второй пункт программы предусматривал расширение полномочий нового Комитета: по сравнению со щепкинским комитетом он должен был иметь больше самосто­ятельности в издании декретов и не ограничиваться исполнением решений, принятых в Петрограде. По этому пункту и Львов, и Керенский высказались по­ложительно. Третий пункт касался права Совета осуществлять контроль за дея­тельностью Комитета. Львов выступил против этого требования. Ср.: Туркес­танский курьер. 1917. 22.06. №137. С.З; Castagne J. Le Turkestan depuis la révolu­tion russe (1917-1921) // Revue du monde musulman. Vol.50. Juillet. 1922. P.37; Победа (1963). C.141.

543      Бройдо обсудил с Львовым и Керенским также необходимые меры для ос­тановки резни среди кочевников Семиречья.

544      Castagne (1922). Р.36. 5« Çokayoglu (1937). Р.45.

546 В то время Чокаев был членом сырдарьинского Совета, председателем которого был Наливкин (ЦГАРУз. 1-1044/1/2/214), и вторично назначен чле­ном Комитета, 31 августа: Вестник Временного Правительства. № 154 от 16.09.1917 (РГВИА. 400/1/4658/30).

547 Çokayoglu (1937). Р.80-82.

548 Першин прибыл в Петроград для участия в I Всероссийском съезде Со­ветов и остался в столице на весь июль, участвуя в переговорах о создании но­вого Туркестанского комитета. В письмах в адрес ташкентского Совета он сообщал о своем неприятии кандидатуры Чайкина, выдвинутой  усульманской стороной (Победа (1963). С.155). Чайкин был эсером из Ферганы, поддерживал тесные отношения с Мунавваром Кари Абдурашидовым и Убайдуллой Ходжаевым. Кандидатура была отвергнута, так как ее не поддержали также и улемы, полагавшие Чайкина слишком близким к джадидам (Çokayoglu (1937). Р.81). Пер говоры, таким образом, имели целью поиски фигуры, которая могла быть npинята всеми политическими силами Туркестана. Назначение Наливкина на место председателя произошло 28 июля на совещании по делам края (ЦГАРУз. 1-1044/1/25/187).

549 Владимир Петрович Наливкин находился в Туркестане много лет. Он прибыл в край в качестве офицера армии и участвовал в Хивинской кампании; затем подал в отставку и приобрел участок земли в сельской местности недалеко от Ферганы, где прожил несколько лет. За это время он хорошо выучил узбекс­кий, таджикский и арабский языки, вел жизнь сельского жителя. Вернувшись к общественной жизни, он стал инспектором учебных мусульманских заведений края, затем работал в русско-туземных школах, преподавал местные языки буду­щим учителям в Ташкенте. Он искал связей с прогрессивной частью мусульман­ской элиты и вошел в контакт с влиятельными представителями движения джадидов. В 1906 г. он основал газету «Тараккий» (Прогресс) вместе с Вяткиным, также русским социалистом, и Саидом Исмаил Абиди, татарским эсером. Газета, стала влиятельным печатным органом и сотрудничала с такими прогрессивны­ми мусульманскими интеллектуалами, как Исмаил Алиев и Мунаввар Кари Абду-рагаидов. Газета видела перспективы в преобразовании империи и созыве Думы, имела связи с кадетской партией (наиболее лояльной к национальным движени­ям) и открыто полемизировала с консервативными исламскими тенденциями. Именно из-за такой ориентации газета вскоре была закрыта указанием властей. Наливкин стал депутатом Второй Думы, но затем ситуация изменилась, полити­кой стало заниматься небезопасно. Биографию В.П.Наливкина см.: Библиогра­фический словарь (1989). С.170—172; Bennigsen, Lemercier Quelquejay (1964). Р.161-162; Бартольд (1963). С.305-306.

550 Решение съезда областных Советов и социалистических партий на засе­дании 14 июля: Победа (1963). С.168-169.

551      Туркестанский курьер. 1917. 13.04. №80. С.2.

552      Там же. 15.04. №82. С.2. Существенную часть этой статьи см.: Алексеенков(1928).С.106-107.

553      То же.

554 Туркестанский курьер. 1917. 25.05. №113. С.З; 26.05. №114. С.З.

555      Наша газета. 1917. 11 мая. №15. С.4.

556      Полный текст резолюции см.: Алексеенков (1928). С.109—110; Лопу­хов В., Мураевский С. Из истории Коммунистической партии Туркестана: Вто­рой Туркестанский краевой съезд РСДРП // Коммунист (орган ЦК Компартии Туркестана). 1922. Август-сентябрь. №78. СЛЗО.

557      Туркестанский курьер. 1917. 06.05. №100. С.2; 09.05. №102. С.2.
5
58 Там же. №102.

559 Togan (1969). Р.150-151.

560 То же.

561  Решение, принятое, вероятно, по инструкции из Петрограда, было в даль­нейшем слегка модифицировано, чтобы удовлетворить и требования русских. Компромисс стал результатом работы комиссии, сформированной Комитетом Временного правительства и состоявшей из семи русских (один от Комитета, два от Совета, четверо от прочих русских организаций) и двоих мусульман — Чокаева и Тогана. Комиссия приняла устав, который предусматривал единую Думу, но советники, избираемые двумя частями города, имели право потребовать ее разделения. Это решение мотивировалось тем, что русские и мусульманские совет­чики будут вынуждены во избежание разделения Думы постоянно искать компромисс, устраивающий обе стороны. На деле это скорее являлось угрозой для му­сульманских советников: если бы они не приняли решение русских, последние просто отделились бы и образовали собственную Думу. По этой причине Чокаев и Тоган отказались голосовать за устав, который был тем не менее принят русскими. Ср.: Туркестанский курьер. 1917. 09.05. №102. С.2; Наша газета. 1917. 07.05. •^13; 08.06. №37. С. 1-2; 10.06. №39; Лопухов-Мараевский (1922). С.140-141;

562      Туркестанский курьер. 1917. 18.07. №156. С.4.

563      Там же. 02.08. №171. С.4.

564      Дискуссия о женском вопросе на Всероссийском съезде в Москве закон­чилась принятием (большинством голосов) резолюции, в которой критикова­лось зависимое положение женщин, утверждалось, что эта практика вовсе не предписывается шариатом, и содержалось требование установить полное ра­венство полов, включая право женщин на активную политическую и обществен­ную деятельность (текст резолюции, уже опубликованный в Диманштейн (1930). С.296—298, был перепечатан: Программные документы мусульманских политических партий, 1917-1920 гг. // Society for Central Asian Studies, reprintséries n.2. Oxford, 1985. P.15—20). Резолюция вызвала большой скандал и ожесто­ченные нападки со стороны консерваторов. Убайдулла Ходжаев, лидер джадидов, выступил тогда в защиту консервативной позиции: он заявил, что вопросы, касающиеся религии и церкви, не могут решаться столь поспешно, и потребо­вал пересмотра резолюции. Из его слов очевидно, что главной его заботой было не восстановить против себя консервативную часть Туркестана. Он заявил это и открыто, утверждая, что говорит «от имени десяти миллионов мусульман Сред­ней Азии». Он вопрошал: «Как я смогу появиться перед теми, кто меня делегиро­вал на этот съезд?... что я смогу им сказать, если эта резолюция не будет пересмо­трена?» (Зеньковский (1960). С.151). Джадиды, которые, вероятнее всего, под­держивали резолюцию, предпочли не голосовать за нее, чтобы не уступить улемам роль защитников традиционных ценностей. Вся туркестанская делегация, тем самым, воздержалась от голосования по резолюции (Daulet S. The First Ail Muslim Congress of Russia, Moscow, 1—11 May 1917 // Central Asian Survey, n.l. 1989. P.25).

565      Туркестанский курьер. 1917. 02.07. №145. С.З.
       566 Там же. 05.07. №147. С.З.

567      Там же. 26.07. №165. С.З.

568      Наша газета. 1917. 23.07. №75. С.1.

569      Заголовок на первой полосе №83 Нашей газеты.

570      Речь идет о генерале Лыкошине, губернаторе Самаркандской области, ответственном за подавление мятежа в Джизаке в 1916 году (Çokayoglu (1937). Р.36). В действительности Лыкошин, который, скорее всего не разделял взгляды власти на мобилизацию, пытался избежать мятежа и договориться с влиятель­ными фигурами с мусульманской стороны, а приказ о подавлении мятежа посту­пил от Куропаткина. Губернатор, считавший Лыкошина неспособным к действи­ям, отправил его в отставку. О Лыкошине и его роли в событиях 1916г. см.: Крас­ный архив. Т.34. 1929. С.46, 50; Рыскулов (1927). С.28; Пястовский А.З. (ред.) и др. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане: Сборник документов. М-, 1960. С.103-170.

571      Туркестанский курьер. 1917. 01.08. №170. С.З.; 02.08. №171. С.4; 03.08. №172. (данные имеются также в: Победа (1963). С.204—205); Наша газета. 1917. 02.08. №83. С.2. Еще менее полные данные, чем в этой таблице, приводятся в Khalid (1998). Р.261 (где в качестве источника используется газета «Кенгаш» от 6 августа).

572      Отчеты о заседаниях Думы в августе см.: Туркестанский курьер. 1917 15.08. №182 (прил. к газете) и 20.08. №186. С.З; Наша газета. 1917.17.08. №95. С.2 и 25.08. №102. С.2.

573 Çokayoglu (1937). Р.66-67.

574      Там же. Р.67—68. Газеты того времени сообщают о смертной казни, а не об отсечении руки: Khalid (1998). Р.258-259.

575      Здесь мы детально воспроизводим оценки Чокаева (Çokayoglu (1937 Р.68-69).

576      Статью, вышедшую 2 августа в №100, почти целиком см.: Додонов И.К. (ред.). Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Туркеста­не: Сборник документов. Ташкент, 1947. С.45—58.

577      Туркестанский курьер. 1917. 06.07. №148. С.З.

578      В Думе продолжались конфликты, в особенности по вопросам назна­чений.  См.,  напр.,  стенограммы заседаний  от 6 августа //  ЦГАРУз.  1-37/1/667/177-178) и от 26 августа (Там же 179-182).

579      Мусульманское политическое движение требовало приостановить посе­ление колонистов на землях киргизов и казахов (см.: отчеты Всероссийского му­сульманского съезда: Наша газета. 1917. 17.05. №19. С.1; 18.05. №20. С.2); оно так­ же требовало возмещения земель колонистами, а от аграрной реформы ждало перераспределения земли и регламентации прав на использование воды — на ос­нове нужд кочевников, допуская лишь незначительные уступки русским (см. ре­золюцию по аграрному вопросу, принятую на съезде в Оренбурге, программу Алаш-Орды и резолюцию съезда киргизов Туркестана: Экономическое (1957). Т.З. С.383-384; Диманштейн (1930). С.362-365; Туркестанский курьер.  1917. 19.09. №208. С.4). Требование положить конец насилию со стороны колонистов и организовать помощь кочевникам вновь прозвучало на съезде киргизов Турке­стана, а затем и на II съезде мусульман Туркестана в сентябре: Туркестанский ку­рьер. №208; Семиреченские ведомости. 1917. 29.09. №216. С.1-2.