Отношение генерала Деникина к советской власти в целом и к И.В. Сталину в частности.

 

Перезахоронение останков генерала Деникина и Ивана Ильина в Москве вызвало всплеск газетных публикаций, теле – и радиопередач, посвященных истории эмиграции и отношению Зарубежной России к СССР. Разумеется, во всех официальных средствах массовой информации пелись панегирики “согласию и примирению красных и белых”, и активно проводилась мысль о поддержке генералом Деникиным политики СССР в 40-е годы и даже о его симпатии (!) причем взаимной (!!!) лично к товарищу Сталину. Чтобы расставить точки над “ё” в этом вопросе я решил опубликовать на сайте статью генерала Деникина 1946 года, где совершенно ясно и недвусмысленно показано его отношение к большевицкому режиму и его позиция в годы Второй Мировой Войны.

И еще - по поводу отказа его возглавить русское правительство в изгнании. Генерал Деникин отказал англичанам в этом предложении, которое было ему сделано вскоре после эвакуации белых войск из Крыма, вовсе не потому, что он считал большевиков ЗАКОННЫМИ властителями в России. Законным правительством он считал Русский Комитет генерала Врангеля, и отказался от английского предложения из-за нежелания вносить ненужный раскол в ряды эмиграции, а вовсе не из-за признания им большевицкого режима законной властью в России.

 

Антон Деникин

НИЧТО ТАК ПОВРЕДИТЬ РОССИИ НЕ МОЖЕТ, КАК ОПРАВДАНИЕ БОЛЬШЕВИЦКОГО РЕЖИМА

ОБРАЩЕНИЕ 1946 г.

Ничто не изменилось в основных чертах психологии большевиков и в практике управления ими страной. А между тем в психологии русской эмиграции за последнее время произошли сдвиги неожиданные и весьма крутые, от неосуждения большевизма до безоговорочного его приятия... К глубочайшему сожалению, по такому опасному пути пошла и наша эмигрантская церковь, под водительством митрополита Евлогия, осенившая сменовеховство духовным авторитетом...

Первый период войны... Защита Отечества. Блистательные победы армии. Возросший престиж нашей Родины... Героический эпос русского народа. И в душах наших не было тогда сомнений. В помыслах своих, в чувствах мы были едины с народом.

С народом, но не с властью.

На этой струнке играют и “советские патриоты”, и сменовеховцы, дружным хором прославляя советскую власть, которая-де “подготовила и организовала победу” и потому “должна быть признана национальной властью...” Но ведь советское правительство ставило себе целью не благо России, а мировую революцию, внося даже соответственное положение в устав красной армии... Советы, также как и Гитлер, собирались “взрывать мир” и для этого именно создавали такие колоссальные вооружения. Между тем, при наличии России национальной, с честной политикой и прочными союзами, не могло бы быть “гитлеровской опасности”, не было бы и самой II мировой войн...

Но вот, когда красная армия вышла за пределы российских земель, болъшевицкий Янус повернулся к миру своим подлинным лицом. И тогда началось раздвоение в эмигрантской психологии. Ибо по мере того, как советская стратегия на штыках российских несла народам освобождение, советская политика претворяла его в порабощение. Нелепо применять такие термины, как “историческая задача России”, “славянофильство”, “объединение славян”, к кабальным договорам, заключенным Советами с коммунистическими или коммунизанствующими правительствами, ими насильно поставленными, под глухой ропот народов. Наоборот, советская оккупация дискредитирует идею славянского единения, возбуждая горечь, разочарование, даже враждебность против СССР, увы, отождествляемого с Россией.

Наконец, третий этап: война окончена, идет борьба за мир. Вместо этого Советы ведут вызывающую политику, грозящую восстановить против них внешний мир, грозящую нашей родине новыми неисчислимыми бедствиями 3-й мировой войны, с небывалыми еще ужасами. Все более нарастает приглушенная пока ненависть к СССР... К СССР, но и... к России.

И вот эти-то именно эксцессы советской политики в убогом сознании “советских патриотов” вызывают особенно бурный прилив ксенофобии и показной, аффектированной “национальной гордости”.

“Советские патриоты” и сменовеховцы подходят к вопросу еще и с другой стороны: они представляют советскую политику неумеренных требований и злостного вмешательства во внутреннюю жизнь чужих народов - как необходимую самооборону против предполагаемого нападения с Запада. В сущности - против англо-саксов, ибо в данное время только эти державы могли бы организовать и противопоставить надлежащую силу большевицкому напору. Но тогда к чему же все пустословие в Сан-Франциско? Из Москвы идут бурные протесты против Западного блока, еще не существующего, когда под эгидой советского правительства лихорадочно создается Восточный блок...

В самом деле, что могло бы ныне угрожать России - действительно миролюбивой, когда весь мир устал от войны, расстроен, погряз в своих собственных нестроениях и опасностях... Когда Тегеран, Ялта, Потсдам, Сан-Франциско были рядом уступок и “отступлений” западных демократий... Когда радио и пресса свободных стран в большинстве случаев стараются избегать всего, что могло бы раздражать могущественного союзника, а правители расточают льстивые похвалы “отцу народов”... Когда народы и правительства испытывают явный страх перед колоссальной потенциальной силой восточной державы, перед неуязвимостью ее безграничных просторов и перед... аморальностью правящей в ней власти.

Во всяком случае, можно сказать с уверенностью, что жизненные интересы России не потерпят ущерба и что ни англо-саксы, ни кто-либо другой не выступит против России, если только большевизм тем или иным путем не схватит их за горло.

В предвидении такой возможности необычайно важно, чтобы мир не отождествлял советскую власть с народом российским. Недопустимо поэтому замалчивать зло, ею творимое, воздерживаться от осуждения и, тем более, оправдывать - из опасения якобы “повредить России”. Ничто так повредить России не может, как оправдание большевицкого режима и большевицкой агрессивности.

Надо правду называть правдой, ложь - ложью и преступление — преступлением.

“Свободный голос” (Париж),

1 февраль 1946г., с. 11-12.

 

К оглавлению

На главную страницу сайта