Цветков В.Ж.
Сельское хозяйство белого юга России.
Реализация законодательных актов белогвардейских правительств. Кооперация,
земское самоуправление на белом юге России в 1919 – 20 гг.
6.
Система организации продовольственного снабжения в Крыму и Северной Таврии весной-осенью
Проблемы
продовольственной политики еще недостаточно отражены в отечественной историографии.
Источники по данной проблематике имеются в фондах 355 и 356 Государственного
архива Российской Федерации (1). Интересные сведения содержит
пресса белого Юга 1920 года (2). В советской историографии
данной проблематики касались историки, исследовавшие экономические проблемы
Таврии периода врангелевского правительства (3).
По замечанию В.В. Шульгина руководители белого Крыма
придавали особое значение хорошо налаженной системе продовольственного
снабжения, поскольку обеспеченность Таврии хлебом в достаточном количестве и по
ценам более низким, чем в Советской России должно было бы вызвать симпатии,
поддержку «последней пяди русской земли» со стороны большинства населения
«стонущего под игом большевизма».4 Следовало
учесть опыт ошибок в системе организации снабжения «деникинского
периода», заинтересовать крестьян-производителей, частный торговый и
кооперативный аппарат в сотрудничестве с Правительством Юга России. Очень важно
было также «извлечь хлеб из села» для вывоза за границу, создать относительную
промышленную и, главное, финансовую стабильность на небольшой территории
Таврии, планировалось обеспечить обесценивавшиеся деньги товарными ресурсами и
с/х продуктами.
Основными
принципами функционирования системы продовольственного снабжения
практиковавшиеся в Таврии
Т.о., по сравнению с
Первые
месяцы после Новороссийской эвакуации снабжение производилось преимущественно
благодаря запасам на складах и прод. магазинах, сделанных еще по нарядам
Управления продовольствия Особого Совещания. В специальной справке,
составленной чиновниками Управления продовольствия Таврической губернии, к 1
мая
Гораздо большие надежды
возлагались на продовольственные излишки Сев. Таврии. По тем же статистическим
данным Уполпрода Таврической, при отступлении за Перекоп в январе-феврале
После
«выхода из Крыма» и занятия Русской армией Северной Таврии в июне-июле
Продовольственный
аппарат Сев. Таврии, руководимый Я.Т. Харченко (особоуполномоченный
УтиП по производству закупок в Бердянском, Мелитопольском, Днепровском, Перекопском
уездах с июля
Тем
не менее, произошли определнные изменения в организации продовольственного
снабжения. Прежде всего следует отметить признание
товарообмена на одной из ведущих форм взаимоотношений поставщиков и закупочных
организаций. При этом
предусматривалась возможность производства обмена непосредственно с
крестьянами-производителями, минуя посредников-торговцев и спекулянтов (реально
же отказаться от услуг посреднических структур не удалось в сиу слабости
местного прод аппарата в Сев. Таврии). Однако
отказываясь от практики однозначного приоритета закупок за денежный расчет,
товарообмен должен был производиться на
условиях неудовлетворивших таврических крестьян-производителей. В соответствии
с ними при заключении сделок товарообмена предусматривалось 75% оцененной
стоимости зерна уплачивать деньгами по твердым ценам, установленным Отделом
продовольствия, а на 25% продавец имел право получать от УтиП мануфактуру, с/х
инвентарь, различные промышленные товары.18
Считалось,
что данная организация товарообмена позволит заинтересовать крестьянство в
сбыте зерна для получения необходимых ему товаров. Однако в конкретных условиях
Таврии
Тем
не менее врангелевское правительство стремилось
добиться большей результативности операций по товарообмену. С этой целью
производились закупки партий промышленных товаров за рубежом. Еще в конце мая,
непосредственно накануне наступления в Сев. Таврию из Константинополя прибыло 2
парохода законтрактованных Управлением продовольствия с грузом керосина, нефти,
бензина, мануфактуры, кос, мыла, предназначенного специально для товарообмена с
деревней.19 Аналогичные транспортные поставки
приходили в Севастополь периодически в течение лета-осени
Помимо
товарообмена практиковалось закупка с/х товаров у различных поставщиков. Как и в
Местным
Уполномоченным отдела продовольствия для производства закупок выдавались
денежные авансы. Но зачастую местные уполпроды вместо закупки мелких партий
зерна у крестьян практиковали закупки крупных объемов продуктов у частных
скупщиков. Последние, получив от уполпродов доверенности и авансы, платили за
зерно на 100-200 руб. за пуд дороже и частично рассчитывались с крестьянами
собственными промтоварами, скупая большое количество зерна. Выждав очередного
повышения закупочных цен, они выгодно продавали меньшую часть уполпродам, а
большую часть пускали в спекулятивные экспортные операции, наживая большие
доходы.25
Развитию
подобного рода спекуляции способствовало само правительство, установив с 14 июля
приказом Главкома № 78 государственную монополию на экспорт зерна.26 Поскольку казенный
заготовочный аппарат был недостаточно подготовлен для организации широкомасштабного
зернового экспорта, который планировался после занятия русской армией
хлебородных районов Новороссии, то правительство привлекало к подвозу и закупке
ячменя (главной экспортной культуры Таврии
В
результате закупочной аппарат отдела продовольствия оказывался не в состоянии
переориентировать частноторговый аппарат на пользу казны, а запасы зерна
переходили не к продагентам УтиП, а к частным скупщикам и кооператорам.
Некоторые чиновники местных продорганов оказались тесно связанными с
частноторговым аппаратом, коррупция тормозила реализацию прод. политики
правительства.29
Неудовлетворенность
товарообменом со стороны таврического крестьянства проявлялась в отказе от
приема в расчетах обесцененных денег, требованиях «справедливого» обмена на товар,
а не на деньги. Продукты сельского хозяйства придерживались крестьянами в
ожидании стабилизации рынка и их выгодного предложения.30
Объем зерновых запасов
Сев. Таврии позволял в течение лета
В
начале сентября закупочные цены УТиП на зерно и муку были подняты и составляли:
в районе Мелитополя – 1800 руб. за пуд пшеницы, 1500 руб. – ржи, 1300 руб. – ячменя, овса – 1400 руб., муки-сеянки – 3500-4000 руб.; в
районах Геническа и Атманая предполагалось закупать зерно по ценам 1700, 1400,
1300, 1200 руб. соответственно; в районе Александровска – 1500, 1300, 1100, 1200 руб. соответственно.33 Примечательная разбивка цен на небольшие районы, а
также назначение их на уровне франко-амбар
(тем самым расходы на перевозку к станциям и портам ложились на казенные
продорганы), что должно было бы повлиять на успех заготовок в отличие от
Показательная
характеристика системы закупок данная военным корреспондентом Донского корпуса
Г.Н.Раковским: «самый способ закупки хлеба вызывает у крестьян глубокую ненависть
к контрагентам крымского правительства. Помимо них самостоятельные заготовки
вело интендантство. Конечно, интендантский аппарат, как всякий казенный, не мог
конкурировать с частными купцами, которые к тому же покупали за товары, а не
за деньги. В результате создавалось такое положение, что крестьяне, ощущавшие
острую нужду в товарах, отказывались продавать хлеб казне, платившей деньгами
по низким закупочным ценам... Скупщики хлеба диктовали свои условия, невыгодные
для крестьян. «Что это делает правительство, почему оно не заботиться о нас?» –
говорили крестьяне представителям командования. – «Почему ваша власть установила
цены на хлеб и не установила цены на товары? Ведь спекулянты дерут с нас шкуру
также, как и коммунисты. Товаров много, а купить их невозможно. И коммунисты
нас разоряли, и вы разоряете. Разница только в том, что коммунисты просто у нас
забирали, а вы забираете за большие деньги, но нам даете товар за такие деньги,
что хоть ложись и помирай»....».
Т.о.
неудачный опыт организации продовольственного снабжения на белом юге России в
Ввиду
угрозы полного срыва заготовительных операций, проводимых в Сев. Таврии н условиях
продолжающегося обесценения рубля, в начале октября УТиП было решено пойти на отмену
закупок по твердым ценам. Предполагалось существенно сократить аппарат
продорганов, отказаться от услуг
большого числа контрагентов и сосредоточить подвоз зерна и зернофуража в портах
Черного моря.37 Так практически полностью
повторялась ситуация октября-ноября
Очевидно,
что одной из причин подобного роста цен был и начавшийся усиленный вывоз
продовольствия из Сев. Таврии в Крым, вывоз практически неконтролируемый.
Здесь снова следует отметить сходство ситуации с
После
оставления Русской армией Сев. Таврии в условиях сократившегося предложения
продовольствия (по данным УТиП запасы продовольствия в Крыму составляли около
2,8 млн. пудов пшеницы и 1,5 млн. пудов ячменя, чего даже при самой скромной
норме потребления хватило бы лишь до января-февраля
Последний
источник получения продовольствия из деревни - уплата «крестьянами-захватчиками»
1/5 части урожая текущего
Помимо
этого трудности в сборе возникали из-за сложностей в организации приема поступающего
зерна. УЗиЗ практически не располагало в Крыму и особенно в Сев. Таврии достаточно
широкой сетью приемных пунктов и не имел в своих штатах необходимого числа приемщиков,
контролеров, весовщиков и др. По согласованию с УТиП, приемные пункты принадлежащие
местным продорганам, обязаны были принимать поступление 1/5 части урожая.46 Ссыпные пункты были подготовлены, как правило, на
железнодорожных станциях и пристанях.47 При этом
за подвоз зерна из сел расположенных далее 15 верст от приемных пунктов, УТиП
предусматривал предоставление «вознаграждения» крестьянам.48
Если же подвоз не представлялся возможном, приемные пункты должны были
открываться внутри волостей.
Волостные
земельные советы, на которые возлагался учет посевщиков-арендаторов и контроль
за подвозом 1/5 части на ссыпные пункты как правило выносили решения
«немедленно приступить к сбору пятой части урожая для сдачи в казну».49 «В целях придания приемке зерна большей популярности
среди населения и устранения всякого недоверия со стороны крестьянства» к
работе по сбору 1/5 части помимо земельных советов привлекались волостные
старшины.50 К середине августа сводки УЗиЗ
отмечали «повсеместное» открытие приемных пунктов, «готовность» местного
аппарата к приему зерна.51 Однако поступление
сборов оказалось более чем скромным.
Вначале
сбора (конец июля) сводки давали обнадеживающие прогнозы: «...более энергичный
приток ожидается по окончании молотьбы и иных сельских работ, т.е. не ранее
половины августа».52 Затем, после первых
результатов приема, стали высказываться более сдержанные суждения:
«...Евпаторийский уезд. До 10 августа поступления зерна и соломы на ссыпные
пункты не было. Уездный Посредник предполагает сократить количество пунктов...
Симферопольский уезд. Скромные результаты первого периода сдачи 1/5 части
очевидны: наличие ранее заключенных договоре за с арендодателями, трудности
подвоза, военные действия, нехватка семенного зерна в результате «плохого
урожая».
Прогнозы
относительно более интенсивного поступления
1/5 части «после окончания молотьбы» оправдались частично. Сводки УЗиЗ
отмечали: «с 31 августа по 20 сентября поступило в Перекопском уезде...
пшеницы 602 пуда. Ржи – 6 пудов, ячменя – 387
пудов, сена – 120 пудов»54, «уездный
посредник приступил к сокращению пунктов».55
На 14 сентября по Евпаторийскому уезду поступило 116 пудов пшеницы, 211 пудов
ячменя, 11 пудов овса. На 21 сентября поступило
еще 305 пудов пшеницы, 27 пудов ячменя и
К концу сентября обстановка
на фронте начала меняться не в пользу Русской армии, становилась очевидной
скорая смена власти. В этих условиях, а также учитывая необходимость дополнительного
обсеменения полей из-за гибели части
озимых от ранних заморозков, сдача 1/5 части практически прекратилась.
Губернский посредник по земельным делам Шлейфер отмечал в своем докладе, что
«скопщина этого года не поступает и все требования по этому поводу остаются
безрезультатными - скопщиков нельзя установить... вообще, 1/5 часть урожая этого
года, подлежащую сдаче в казну, следует считать в большей степени пропавшей, и
скопщики, не прельщаясь мыслью о зачете этого взноса в счет платежа за землю,
считают более соответствующим своим интересам обращение этого взноса в свою
пользу...».57 Т.о. расчеты правительства на поступление
зерна от данного источника не оправдались.
Для организации продовольственных
поставок широко могли бы быть использованы крупные кооперативы, работавшие в
системе «Центросоюза», «Днепросоюза» и др. На словах врангелевское
правительство поддерживало их, однако никакой финансовой помощи им не оказало.
В условиях инфляции и бестоварья кооперативы оказались задушенными крупными
спекулянтами. Более того врангелевское правительство, проводя курс на борьбу с
меньшевистскими и правоэсеровскими организациями и считая, что таковые могут
опираться в своей работе на сеть кооперативов, в конце сентября разгромило ряд
таврических кооперативов под фальсифицированным предлогом их связи в советскими
кооперативными организациями.58
Примечания
1. ГАРФ. Ф. 355, 356.
2. Юг России. Севастополь.
3. Шафир Я. Экономическая политика
белых: Крымский опыт. Красная новь,
4. Шульгин В.В.
5. Врангель П.Н. Указ. соч.
6. ГАРФ. Ф. 879. Оп. 1, Д.
7. ГАРФ. Ф. 879. Оп. 1, Д. 68,
Лл. 28-28 об., 44.
8. Государственный архив Крымской
области. Ф. Р-1765, Оп. 2, Д.
9. Юг России. Севастополь. №
25, 29 апреля
10.Там же. №№8, 27, 5 апреля, 1
мая
11.Государственный архив
Крымской области. Ф. Р-1765, Оп. 2, Д.
12.Голос Юга. Севастополь. №
39. 16 мая
13.ГАРФ. Ф. 879. Оп. 1, Д. 68,
Лл. 28, 42.
15.Там же. Л. 67; Голос Юга.
Севастополь. № 50, 30 мая
16.Юг России. Севастополь. №
79, 3 июля
17.ГАРФ. Ф. 879. Оп. 1, Д. 68,
Лл. 42-44; РГВА. Ф. 1574, Оп. 1, Д.
18.Великая Россия. Севастополь.
1 августа
19.Юг России. Севастополь, №
42, 21 мая
20.ГАРФ. Ф. 356. Оп. 1, Д.
22.Голос фронта. Мелитополь. №
115, 23 июля
23.Юг России. Севастополь. №
65, 17 июня
24.Там же. № 58, 9 июня
25.РГВА. Ф. 6, Оп. 3, Д.
26.Великая Россия. 10 августа
27.Гензель П.П. Указ. соч. С. 111; РГВА. Ф.
109, Оп. 3, Д.
28.ГАРФ. Ф. 879, Оп. 1, Д. 84, Лл. 1-5;
Крестьянский путь. 1 октября
29.Государственный архив Крымской
области. Ф. Р-1765, Оп. 2, Д. 15, Лл. 12-15.
30.Крестьянский путь. Симферополь.
10 сентября
31.Хвойнов П. Указ. соч. С. 226-227; ГАРФ.
Ф. 879. Оп. 1, Д. 84, Лл. 1-5.
32.Юг России. Севастополь. № 79, 3 июля
33.ГАРФ. Ф. 380, Оп. 1, Д. 2, Лл. 25-25
об.
34.Раковский Г.Н. Конец белых: От
Днепра до Босфора (Вырождение, агония и ликвидация). Прага, 1921, С. 84-85.
35.ГАРФ. Ф. 356, Оп. 1, Д. 15, Лл.
50-50 об.
36.Крестьянский путь. Симферополь. № 12,
2 сентября
37.Юг России. Севастополь. № 166, 24
октября (6 ноября)
38.Юг России. Севастополь. № 153, 9 (22)
октября
39.Государственный архив Крымской
области. Ф. Р-1765, Оп. 1, Д. 8, Лл. 18-19.
40.Юг России. Севастополь. № 157 14 (27)
октября
41.Там же. Юг России. Севастополь. № 157, 14 (27) октября
42.Юг России. Севастополь. № 166, 24 октября (6
ноября)
43.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 15, Лл. 8-8 об.
44.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 2, Лл. 26, 33.
45.Там же. Л. 45; Гуковский А. К
истории аграрной политики... С. 70-71.
46.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 15, Лл. 27,
46-46 об.
47.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 15, Лл.
48-48 об.
48.Там же. Л. 55.
49.Крестьянский путь. Симферополь. № 34,
10 (23) октября
50.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 3А, Л. 55.
51.Там же. Лл. 22-23.
52.Там же. Л. 55; Юг России. Севастополь.
№ 86, 11 (24) июля
53.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 3А, Лл. 58 об. –
59.
54.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д.
55.Там же. Д. 3А, Л. 58 об.
56.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д. 15, Лл. 59-77.
57.ГАРФ. Ф. 355, Оп. 1, Д.
58. РГВА. Ф. 102, Оп. 3,
Д.