ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ю.С. МОРФЕССИ «ЖИЗНЬ,
ЛЮБОВЬ, СЦЕНА. ВОСПОМИНАНИЯ РУССКОГО БОЯНА»
ЯРОСЛАВСКОЕ ВОССТАНИЕ. ОПЕРЕТОЧНАЯ
ПРИМАДОННА
БАРКОВСКАЯ, ПРЕМЬЕР ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, АРТИСТ ЮРЬЕВСКИЙ и
ПОЛКОВНИК ПЕРХУРОВ
Я хочу рассказать о
событии, в водоворот которого я был брошен слепым случаем,
которое пережил во всех его потрясающих ужасах и которого вряд ли
многим из нашей эмигрантской среды привелось быть свидетелем.
Событие это — знаменитое ярославское
восстание. Прежде чем описывать его, замечу одно: ярославское
восстание — наглядный и поучительный пример того, что могла сделать в борьбе с
большевиками маленькая горсточка отважных бойцов, почти без артиллерии 22 дня
выдерживавшая осаду громадных красноармейских скопищ,
с десятками батарей легких и тяжелых орудий. Если бы таких
восстаний, как ярославское, вспыхнуло бы одновременно
хотя бы десяток в других городах России, неокрепшая советская власть
растерялась бы окончательно и белые без особенных усилий свернули бы ей шею. Но в том-то и
трагедия, что Ярославль, никем не поддержанный,
был сломлен после трехнедельного героического сопротивления!
Начну по порядку. В Петербурге сидеть и
бездействовать было и противно и голодно. И, кроме того, хотелось
почувствовать себя опять человеком сцены, артистом. Я задумал дать ряд
концертов в провинции, в приволжских городах, куда большевизм еще не успел
докатиться во всей своей столичной мерзостности. Сопровождали меня — танцовщица
Кожухова, пианист и управляющий, он же казначей и кассир.
Первым этапом наметили древний Ярославль с
его такими же древними восьмьюдесятью храмами.
В нашем вагоне было много каких-то мужчин.
Хотя они пробовали походить на самых обыкновенных пассажиров, но невольно
угадывалась между ними какая-то конспиративность. В дороге я не
придавал этому никакого значения, но уже на месте, в Ярославле,
выяснилось, что все мои спутники были повстанческим ядром, спешившим «на
работу».
Остановились мы в гостинице «Бристоль».
Вначале все было тихо и мирно, и даже красное начальство держало
себя довольно прилично, поскольку вообще это слово может
вязаться с оголтелой советчиной.
Мой управляющий уже снял на два концерта Волковский
театр, названный так в честь первого русского актера.
Ближайшая ночь решительно ничего не
предвещала, и мы безмятежно улеглись спать по своим номерам. Но
далеко не безмятежно было наше пробуждение: мы повскакали с постелей от
стрельбы, яростного крика, шума и гама.
Через улицу от нашего «Бристоля» помещались
красные пулеметные части, и вот именно этим зданием в первую
голову хотели овладеть повстанцы, и овладели, взяв двести
пулеметов, что дало им возможность сделаться хозяевами положения и
в городе, и на подступах к нему.
Надо ли говорить, что весь остаток ночи был
полон тревоги и кровавых событий. Белые победители расправились с комиссарами и
коммунистами и густо ощетинивали пулеметами старинные
ярославские стены и башни...
В «Бристоле» имел жительство видный местный
комиссар — не то Нахимсон, не то Натансон.
Его арестовал и увел повстанческий патруль, а через полчаса он был расстрелян.
Его вдова убивалась
страшно. Однако справедливость требует отметить, что, когда красные подавили восстание и
овладели городом, она не проявила никакого
желания мстить белым, да и во время самой осады в конфликтах наших с гостиничной прислугою она либо
держалась нейтралитета, либо заметно
склонялась на нашу сторону. А конфликты возникали на той почве, что бристольская челядь все время держала
себя вызывающе, немилосердно хамила и грозила
нам всевозможными карами, как только вернется
«законная народная» власть. Эта плебейская наглость отравляла нам жизнь. Но челядь в конце концов получила заслуженный «урок» и внешне смирилась, запрятав поглубже свою ненависть и
злобу... Этот «урок» заключался в следующем: в «Бристоле» неожиданно появилась
молодая, красивая дама в офицерской форме и с револьвером у пояса.
Выстроив весь штат
прислуги и пройдя по «фронту»,
она заявила, хлопнув по кобуре с увесистым наганом:
- Послушайте, вы! Если на кого-нибудь из вас
поступит хоть малейшая жалоба, я сама с ним расправлюсь! Помните это
и будьте примерными слугами для тех, кто оплачивает вашу работу!
Челядь моментально притихла и до прихода
красных была прямо шелковая...
Кто же эта интересная дама с офицерскими
погонами? Она оказалась примадонной опереточной труппы Барковской,
еще до нас выступавшей в Ярославле.
Мало того, премьер труппы Зайончковский и
артист Юрьевский были главными участниками переворота. Душою же
всего был полковник Перхуров, ставший исторической личностью.
Благодаря его энергии, отваге и организаторским способностям
Ярославль оказал беспримерное сопротивление громадным советским
силам, стянутым из Петербурга, Москвы и из других центров.
Ярославская эпопея ждет еще своего летописца.
Но и мои беглые впечатления воссоздадут картину исключительную.
Кромешные дни наступили, когда Ярославль,
зажатый в кольцо большевистских полчищ,
подвергся артиллерийскому обстрелу, денно и нощно долбившему
по городу. Церкви, самые высокие точки, выгодные для прицела, пострадали прежде всего. Одни были
разнесены так — не осталось камня на камне, большинство же пылало и сгорело
дотла. Горели казенные учреждения, дома, тюрьма, хозяйственные
постройки. Весь Ярославль был в огне, и, я думаю, пожар Москвы —
бледное отражение того, что мы наблюдали в этом приволжском городе русских
святынь...
Население дни и ночи проводило в подвалах и погребах. Я этого не
делал, не в силу какой-нибудь необычайной
храбрости, а потому, что верил в судьбу.
Как и куда ни прячься, того, что назначено тебе,— не избежишь. Мой восточный фатализм, моя вера в «кисмет» —
читатель сейчас увидит -не лишена основания.
Как
мы проводили время?
Вначале все шло вверх дном, а потом
притерпелись. Привычка делает обыденным и будничным самое невероятное. Так и мы свыклись с обстрелом, с ежеминутной
опасностью, свыклись с пожарами, от которых ночью было светло, как в солнечный день. Чтоб отвлечься и развлечься, музицировали в определенные часы; для этого служил нам
отельный зал с роялем. Пианист
садился за рояль, я под его аккомпанемент пел.
Однажды
в наши определенные часы и Кожухова и пианист зовут меня:
— Юрий
Спиридонович, давайте послушаем вас!
— Нет
настроения,— отвечаю я,— до завтра отложим.
Мое ощущение в действительности нельзя было
назвать отсутствием настроения. Это было нечто более сложное и
неопределенное. Меня куда-то тянуло, мне было как-то беспокойно и
волнующе тревожно...
— Пойдемте
гулять,— предложил я.
— Гулять?
Что вы! Сколько народу так зря на улицах перебито...
— А я
все же пойду,— упрямо настаивал я.
— Так и
мы с вами,— неожиданно вдруг согласились танцовщица и пианист.
С час мы скитались по городу, вернее, по его
развалинам. С отвратительным металлическим визгом проносились над
нашими головами снаряды. В этих нестерпимо нарастающих звуках были и
тоска, и угроза, и еще что-то, чего не выразишь словами...
А
вернувшись в «Бристоль», мы увидели нечто чудовищное: в наше отсутствие
тяжелый большевистский снаряд буквально разворотил в щепы зал, где
мы только чудом не музицировали сегодня. Вместо рояля — груда обломков. Такую
же груду костей и мяса представляли бы и мы, оставайся мы здесь
и не вытяни меня на улицу какая-то неведомая сила...
Говорят — все имеет свой предел, только одна
человеческая подлость беспредельна. Нет, в Ярославле я убедился в беспредельности
силы артиллерийского огня.
Сначала казалось, что дальше уже некуда. Но
вот город начал методически обстреливаться по «квадратам», немецкою
системою. Да и вправду, большевикам пришли на помощь немецкие
артиллеристы. Вот когда попали мы в самое пекло Дантова ада!
Это уже было начало конца. Сопротивляться
дальше было выше сил человеческих. Жиденькие ряды защитников
Ярославля с каждым днем таяли, а у красных и человеческий материал и
все остальное возрастало в галопирующей прогрессии. Перхуровские
пулеметы косили тысячи красноармейцев, а вместо них
появлялось новое пушечное мясо III
Интернационала! И тоже тысячами, полками, дивизиями.
Чем питались мы последнее время — лучше не
вспоминать! И то мы, маленькая моя группа, находились в
исключительно выгодных условиях. Повстанческий штаб, пока у самого не иссякли
его скромные запасы, снабжал нас продуктами и минеральной водою.
Обыкновенной воды не было — красная артиллерия разрушила весь
сложный аппарат водопроводов.
Напоследок значительная часть населения не
выдержала дьявольской бомбардировки. Не выдержали нервы, не говоря уже о
физической опасности. Тысячи семейств, побросав дома и
квартиры, под открытым небом разбили на берегу Волги какой-то
исполинский табор цыган. Но это не был табор веселья и удалых
песен,— это был табор голода, горя и слез...
И вот легендарное сопротивление сломлено.
Полковник Перхуров со своим штабом и сотнею бойцов ночью бежал, с
непостижимой ловкостью прорвав кольцо большевистских войск, обложивших город...
А красные, пока еще ничего не зная, продолжали «крыть» нас снарядами не только
полевых орудий, но и огнем нескольких бронепоездов. И только
убедившись, что Ярославль упорно не отвечает огнем на огонь,
затаившийся, вымерший, только тогда в разрушенный город стали с
опаскою и с разведкою вливаться «победители».
Этот авангард состоял из каких-то уже совсем иррегулярных частей: какое-то
юное, преступное хулиганье в шинелях!.. Советское командование, взбешенное
большими потерями, умышленно бросило это хулиганье в первую
очередь, дабы оно показало мятежному населению, где раки зимуют...
И
показали!
Бесчинства, насилия, грабежи, убийства на
улицах и в домах — все это повергло Ярославль в больший ужас, чем двадцатидвухдневный ливень снарядов.
В первый же день большевики расклеили декрет:
в такой-то день, в такой-то час все мужское население должно явиться на
вокзал. Ко всем уклонившимся будет применена «высшая мера
наказания». В переводе же на их волчий язык — пуля в
затылок.
Но даже и эта перспектива не подхлестнула
меня пойти на вокзал. И я остался дома. И поэтому только остался в
живых...
На вокзале творилось невообразимое,
чудовищное. Мужчины с малейшим проблеском внешней интеллигентности сгонялись в
одно стадо, а потом над этим стадом учинена была массовая
бойня...
Я переждал несколько дней, дал красному
зверю упиться вином победы и кровью побежденных и только тогда заявил
о своем существовании.
Мне
указали:
— Обратитесь
к товарищу такому-то. Он все может...
Товарищ такой-то оказался хамом
в кожаной куртке, и хамом довольно мрачного вида.
— Вам чаво?
— Я артист Морфесси.
— Так
это ваши артисты сделали бунт? — обрадовалась кожаная куртка.— Так я вас, знаете...
Благодарю
покорно, в повстанцы влетел!
Внутри и злоба на этого мужлана-головотяпа,
и страх за себя. Но, внешне спокойный, отвечаю:
— Товарищ
комиссар, артисты, которые сделали бунт, они уже далеко. Я же приехал в
Ярославль за несколько часов до их выступления... Я
приехал дать два концерта, а вместо этого
сам выслушал двадцатидвухдневный концерт. Да такой — умирая не забуду!..
Кожаная
куртка расплылась в улыбке. Так улыбается крокодил, но в тот момент
я подумал одно: лед сломан! Поверил! Комиссар уже почти благосклонно:
— Стойте, стойте... Чи ж это ваш патрет на усех стенках порасклеенный?
— Мой...
— Так чево же вы от мене хочете?
— Хочу пропуска для меня и
тех, кто со мною, на выезд из Ярославля. Мы потеряли около месяца и желаем
наверстать упущенное несколькими концертами
в приволжских городах...
Кожаная куртка не препятствовала нашему
выезду. Во всеоружии соответствующих бумаг мы сели на пароход,
спустились по Волге, но в силу целого ряда соображений отказались от дальнейших
выступлений, и было решено вернуться в Петербург.
И когда через два-три дня мы возвращались
через Ярославль, на железной дороге, за целую станцию до
Ярославля, в каждый вагон вошло по два красноармейца. Они спустили занавески
окон совсем наглухо, приказав еще вдобавок:
— Не сметь в окна глядеть.
Перед собою гляди!
Мне все же удалось одним глазом, подсмотреть
то, что красному командованию желательно было скрыть от
проезжавших мимо Ярославля пассажиров. А скрыть им хотелось
следующее: во-первых, груды хаотических развалин, в которые превращен
был этот великолепный древний город, а во-вторых, скопление войск,
понадобившееся для усмирения горсточки восставших белогвардейцев.
Действительно, войск было видимо-невидимо.
Все запружено было пехотой, артиллерией, конницей, техническими
частями и просто каким-то темным сбродом в
кацавейках, пиджаках и пальто, но с винтовками на веревочках
вместо ремней.
Таковы
были мои последние ярославские впечатления...
Опубликовано:
Морфесси Ю.С. Жизнь, любовь,
сцена: Воспоминания русского бояна. Париж, 1935. С. 122—130. См. также
публикацию: Волга (Саратов). 1993. № 2. С. 123-126.