Филатьев Д.В. 160
КАТАСТРОФА БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ В СИБИРИ161
Колебания адмирала
Колчака
Лишь 12 ноября вечером Верховный Правитель и
штаб главнокомандующего покинули Омск в семи поездах, из коих три были
с золотом. В ночь с 13-го на 14-е Омск был занят красными, так
что, промедли мы еще полсуток, Колчак,
штаб и золото попали бы в руки красных. Вот к чему мог привести ничем не
объяснимый страх Колчака покинуть Омск, а также его непонятная
доверчивость ко всякого рода авантюристам,
когда они умели задеть его больное место. Но и отъезд из Омска вовсе
не обозначал решимости адмирала ехать в Иркутск, чтобы управлять. На
предложение совета министров ускорить переезд в
Иркутск он отвечал: «Я буду разделять судьбу армии». В действительности он не был ни при армии,
ни при своем правительстве, а, доехав до Новониколаевска, остановился там и
21 ноября отдал следующий
приказ: «Считаясь с необходимостью моего пребывания при армии, доколе обстоятельства того
требуют, повелеваю образовать при мне и под моим председательством Верховное совещание в составе главнокомандующего, его помощников,
начальника его штаба, генерал-квартирмейстера, председателя совета министров и
министров военного,
внутренних дел, иностранных дел, путей сообщения, финансов, снабжения и продовольствия или их
заместителей. На Верховное совещание возложить разработку общих указаний по управлению страной для объединения деятельности отдельных
ведомств и согласования ее с работою армии».
Неизвестно, кто был составителем этого
замечательного документа, который устанавливал управление страной из поездов,
долженствовавших передвигаться на восток по мере безостановочного
отступления армии. Из министров со штабом ехали только министры путей
сообщения и снабжения и заместитель от министерства
внутренних дел. Как рисовалось адмиралу Колчаку управление
страной при помощи совещаний по телеграфу, осталось неизвестным,
но ясно, что никакого управления не было и быть не могло. Совещание
оказалось мертворожденным. Ехать дальше Новониколаевска
адмирал не пожелал, а между тем его семь поездов забивали станцию, не позволяли
принять лишних семь поездов с беженцами и отставшими
управлениями, и эти поезда в числе семи ежедневно отрезались
красными, отправлявшими их пассажиров кого на расстрел, кого на работы в копи.
Поезда были сверх предельного состава, и в теплушках было
набито по сорок человек с женами и детьми (в это самое время чехи,
как правило, ехали по четыре человека в теплушке с таким же
количеством русских баб, а в некоторых теплушках были даже поставлены
пианино — «от благодарного населения»).
Адмирал ничего не хотел слушать об отъезде если не в Иркутск, то хотя
бы в более глубокий тыл, чтобы освободить станции от его поездов.
Наконец, он потребовал, чтобы его вагон с паровозом отправили на
запад, «к армии», как он выражался. Пришлось докладывать ему, что
движение идет лентами по обеим колеям в одну сторону и что не только
паровоз, но и вагонетку нельзя пустить для встречного движения. Тогда он решил
ехать к армии на санях. От этого его удержали, объяснив, что армии,
как он понимает, сейчас нет, а есть тоже лента, но саней, на которых
войска двигаются по дорогам, а на ночь распыляются для ночлега по
попутным деревням.
Состояние Сибирской армии
Что же представляло в то время то, что
продолжали именовать «армией», на которую Колчак и Сахаров, сидя в
вагонах, рассчитывали как на силу, что на каком-то рубеже она
остановится и, перейдя к обороне, окажет красным упорное
сопротивление, а весной снова начнет наступление. В этих розовых мечтах на будущее все было, как оказалось,
сплошной фантазией, не соответствовавшей ни действительному состоянию
войск, ни внутреннему положению в Сибири.
Численность войск никому известна не была,
наугад ее принимали в 60 тысяч человек; на самом деле едва ли было и 30 тысяч,
по крайней мере, до Забайкалья дошло только 12 тысяч, да столько
же примерно осталось добровольно под Красноярском, итого около
25 тысяч, которых, однако, отнюдь нельзя было назвать «солдатами».
Мужики, ехавшие на санях по два-три человека, хотя и имели при
себе винтовки, но пользоваться ими готовы были, не вылезая из саней.
Покинуть сани
никто не хотел ни при каких обстоятельствах — каждый
знал, что сойдешь — дожидаться не станут и бросят на произвол. Такова была
психология «едущих». Я испытал ее на себе: ночью подо мною свалилась
лошадь и придавила меня в сугроб; мимо проехали сотни саней с солдатами,
и ни один на крики о помощи не отозвался, а некоторые отвечали
«нам не до тебя»; полчаса бился, пока удалось выбраться из-под
лошади, а затем поднять и ее. Орудий не было вовсе, пулеметов тоже,
за исключением двух-трех, сохранившихся у воткинцев.
Пока ехали по тракту вблизи железной дороги,
штабы армий имели возможность телеграфировать в поезд
главнокомандующего и изо дня в день доносили одно и то же: «Такая-то
армия, после упорного боя с противником в превосходном числе, отошла
на такую-то линию». Эта линия всегда отстояла на 25 — 30 верст от
предыдущего ночлега. Но раз были ежедневно упорные бои, то должны были
быть и потери, тяжесть которых усугублялась тем, что при войсках не было ни врачебного персонала, ни перевязочных
средств. Неопытные в службе, Сахаров и его штаб спокойно отмечали на
карте новые линии расположения войск, делали сводки для Колчака и
подшивали телеграммы к делу. Я как-то посоветовал генерал-квартирмейстеру Бурлину запросить армии о потерях
и что делается для облегчения раненых. Несмотря на многие повторения, ответа
ни от одной армии не последовало. Желая впоследствии, когда штаб главнокомандующего
соединился в пешем движении после Красноярска со штабом 3-й армии, выяснить
этот вопрос, я расспрашивал офицеров, почему они не давали ответа на
запрос о потерях. В ответ услышал: да никаких потерь у нас и не
было, кроме как сыпнотифозными, не было и никаких боев. Шли мы
совершенно мирным порядком, становились на ночлег по деревням, утром
варили завтрак, потом запрягали и ехали дальше. Красные ночевали, следуя за
нами, на нашей предыдущей остановке. Иногда они поднимались
раньше нашего, приближались к нам версты
на три и начинали стрелять из пулеметов. Тогда мы немедленно
запрягали и уезжали. Однажды один из наших командиров полка
решил предупредить красных и сам первый открыл стрельбу по ночлегу
красных. Они сейчас же снялись и отступили, а мы пришли и съели приготовленный
ими завтрак.
Так дело шло до Красноярска, начальник
гарнизона которого, генерал Зиневич, решил
идти на мир с большевиками и уговаривать Каппеля сделать то же самое. Каппель,
разумеется, не согласился на это и отказался ехать на свидание
к Зиневичу в Красноярск.
Так как было ясно, что штабной поезд через
Красноярск не пропустят, то на последней перед городом станции мы
вышли из вагонов и пересели на сани. Вдоль полотна шла 2-я армия
генерала Войцеховского, которому Каппель поручил
выбить из города взбунтовавшийся гарнизон.
Войска были двинуты тремя колоннами, но ни одна из них до города не дошла, испугавшись,
как объяснили начальники колонн, броневика, показавшегося на
железной дороге к западу от Красноярска. Броневик оказался польским
(поляки шли в хвосте чешских эшелонов), огня не открывал и явился
лишь предлогом для отмены атаки, в которую войска и не рвались.
На другой день, 5 января, Каппель
решил сам руководить наступлением. И вот тут получилась незабываемая картина,
могущая дать полное представление, что представляла
из себя Сибирская армия как сила. Из Красноярска, для
преграждения нашего пути, была выслана полурота пехоты с пулеметами,
которая заняла высоты к северо-западу от города верстах в трех от
него. На противоположном плато собралось несколько тысяч саней с
сидящей на них нашей «армией». Тут же верхом Каппель
и с ним несколько всадников. Прогнать красноармейскую
полуроту можно было обходом влево и ударом в лоб. Однако ни один
солдат из саней выходить не пожелал. Тогда посылается рота офицерской школы,
она открывает огонь вне действительности выстрела, красные, конечно,
из-под такого огня не уходят и тоже продолжают палить в воздух.
«Противники» замирают друг против друга до темноты, и ночью все, кто
хотел, свободно прошли в обход Красноярска и даже через самый
город. Таковых оказалось вместе с 3-й армией, шедшей южнее, около 12
тысяч человек, получивших впоследствии наименование «каппелевцев». Примерно такое же число сдалось добровольно
Красноярскому гарнизону, не по убеждению, разумеется, а
потому, что устали бесконечно отступать и двигаться в неизвестность. В то самое время, как была двинута вперед офицерская
рота, чтобы отогнать красных, в тылу у последних находилась наша кавалерийская дивизия
князя Кантакузина162, прошедшая мимо Красноярска
несколько раньше. Несмотря на то что дивизия состояла всего из 300—350 всадников,
ей ничего не стоило прогнать красную полуроту хотя бы только обозначением
атаки в тыл. Но такая активность даже и в голову не пришла
начальнику дивизии. Возможно, что он хорошо знал цену своей дивизии. Через два
дня, в первый день Рождества, эта дивизия стояла на ночлеге в деревне Барабаново и была радушно принята жителями. Я
вместе с генералом Рябиковым ехал на санях при этой
дивизии. В 9 часов вечера, когда мы укладывались спать, вдруг
раздались отдельные выстрелы из соседней рощи. Начальник
дивизии приказал выбить стрелявших из
рощи. Раздается команда: «К пешему бою, такой-то взвод вперед», и... ни
одна душа не двинулась. Дивизия поседлала коней, запрягла сани и двинулась куда глаза глядят.
Как курьез, можно привести такой случай. В
тайге (не на тракте) селения редки и очень малы. В одном из таких
селений расположилась на дневной привал какая-то часть и приступила
к варке чая. Идущая вслед за нею другая часть знала, что ей места в деревне уже
не найти, все будет забито до отказа, а до следующего жилья надо
идти верст 15. И вот командир это части, не доходя полуверсты
до деревни, открывает пальбу вверх. Как только послышались
выстрелы, бивакировавшаяся часть
немедленно запрягла и понеслась вперед. Такова паническая психология:
отлично знали, что в тайге красных быть не может и что сзади на
несколько верст тянется своя лента саней, но раз стреляют, значит,
запрягай и уходи. Я как раз подъехал сзади, когда чай варила уже новая
часть, и офицеры со смехом рассказывали, как они очистили себе стоянку.
Последние дни власти адмирала Колчака
И вот на такую-то армию все еще рассчитывал
несчастный адмирал, переставший совершенно разбираться в обстановке. Тогда мы,
видевшие его ежедневно на докладах, лишь странностями его характера
объясняли себе предъявлявшиеся им неосуществимые требования или
его необычайные желания, например оставаться в Новониколаевске.
Теперь приходит в голову, что едва ли в то время он был вполне нормален,
и возможно, что под влиянием сплошных неудач в нем произошел какой-то
внутренний сдвиг, мешавший ему спокойно расценивать обстановку. Одна
предвзятая идея сменялась другою: вслед за нежеланием покидать Омск
он так же упорно не хотел ехать в Иркутск, не признаваясь, однако, что,
собственно, отталкивает его от этого города, где уже находились все
его министры. Вернее всего, что он думал, что если не оторвется от
армии, то не утратит и свою власть. При этом в его голове совершено не
укладывалось, что никак нельзя сочетать параллельность движения
— его по железной дороге и армии санным путем; ему все хотелось
соединить несоединимое.
Впрочем, у Колчака были свои основания
опасаться Иркутска, только он их скрыл от нас, его ближайших
помощников. Как это выяснилось
впоследствии, у него в это время были телеграфные переговоры с советом министров, в которых впервые прозвучало
слово «отречение» от власти, то есть юридическое оформление того, что
фактически уже совершилось, ибо в руках Колчака в это время не было ни армии,
ни какого-либо аппарата управления —
благодаря своему упорству, он оказывался в своем поезде как бы между
небом и землею. Но даже и для отречения, и для
передачи власти кому-то или чему-то естественно было быть в том же Иркутске. В крайнем случае, можно было отречься по
телеграфу, пересесть на сани и отправиться к одному из штабов трех
армий, чтобы соединить свою судьбу с армией, не претендуя более на возглавление. Колчак и на это не решался и продолжал колебаться,
как и прежде, рассчитывая на какой-либо чудесный поворот событий.
Не подлежит сомнению, что на колебания
адмирала оказывала влияние боязнь за судьбу золота, которое
невозможно было перегрузить на сани, но и ехать с ним дальше по
железной дороге, при враждебности чехов и населения, было небезопасно.
Проехал бы в свое время Колчак сразу же в Иркутск одновременно с министрами — и
золото было бы сохранено, и сам адмирал уцелел бы, да и весь ход событий мог
бы быть иной.
Кстати, о золоте. Генерал Жанен
еще в Омске предлагал адмиралу взять золото под свою охрану и гарантию
и вывезти его на восток. Адмирал на это предложение отвечал: «Я лучше
передам его большевикам, чем вам. Союзникам я не верю». Этот без
надобности слишком грубый ответ был по существу, может быть,
и правилен, так как персональная и единоличная гарантия Жанена не могла почитаться достаточной. Возможно, что при том ходе событий, какой они приняли в Сибири, золото
поступило в подвалы банков союзников и пошло бы в счет русских
долгов. Но ничто не мешало Колчаку потребовать совместной гарантии
союзных правительств, что золото не будет ни в каких
обстоятельствах ими реквизировано. Во всяком случае, странно, что
Колчак предпочитал в крайнем случае передачу золота
большевикам. Когда оно действительно к ним попало, то именно через
золото они могли укрепить свою власть и раскинуть коммунистические сети на
весь мир. Это нетрудно было и тогда предвидеть, и надо было принять
действительные меры, чтобы золотой запас не перешел в руки большевиков. Да
только Колчак не обладал ни каплей дара предвидения и, благодаря своей
импульсивности, действовал вопреки самому простому расчету.
Когда, наконец, адмирал решился покинуть
станцию Новониколаевск, где так много было потеряно
напрасно времени, и тронулся со своими поездами в путь, то
доехал только до станции Тайга и здесь вновь остановился. Тут к
нему прибыл навстречу новый председатель совета министров Пепеляев и
предъявил сразу три ультиматума: об отречении, о созыве Земского
собора и о смешении генерала Сахарова. За словесными
требованиями Пепеляева-министра стояла реальная сила его брата, генерала
Пепеляева, командующего 1-й армией, части которой находились на самой станции.
Положение Верховного Правителя сделалось поистине трагическим. Но
братья Пепеляевы отказались от требования отречения, Земский собор
отпадал сам собою за невозможностью его собрать, и оставался вопрос
о Сахарове. Адмирал по телеграфу предложил Дитерихсу
вновь вступить в главнокомандование, и тот согласился, но поставил
условие, чтобы Колчак передал всероссийскую власть Деникину.
Условие для адмирала было явно неприемлемым. Как ненужной и
предложенная мера в виде рокировки с Деникиным. Сделать передачу
власти Деникину ощутимой было невозможно, и положение его ни на
йоту не изменилось бы от получения телеграммы от Колчака, что
он слагает с себя и возлагает на Деникина звание Верховного Правителя. Дело
было не в названии, а в средствах, но ни
армией, ни золотом подкрепить Деникина Колчак уже не мог, как не мог и Деникин
поспеть в Сибирь для спасения положения. Вопрос сводился к одному
лишь празднословию.
Братья Пепеляевы ускорили ход событий:
Пепеляев-генерал окружил своим батальоном штабной поезд и арестовал
Сахарова. Колчак отчислил Сахарова от должности, но на самый факт
ареста никак не реагировал. (С.П. Мельгунов
неверно говорит, что Сахаров был освобожден подошедшим
отрядом Каппеля. Ни
такого отряда, ни самого Каппеля на
ст. Тайга не было, да и освобождать Сахарова не было надобности —
Пепеляев его немедленно отпустил, когда узнал, что Сахаров отчислен
от должности. Пепеляев-министр взял обещание, что над Сахаровым
будет наряжено следствие для предания суду.)
Как бы ни относиться к генералу Сахарову, но
отмеченный арест его Пепеляевыми, да еще в присутствии самого
Верховного Правителя, был явлением отрицательным,
свидетельствовавшим о развале армии даже на ее верхах и о
полном падении авторитета адмирала. Как бы для вящего доказательства, что с ним больше не
считались, тот же батальон 1-й армии,
который арестовывал Сахарова, не выпустил поезд Верховного Правителя со
станции Тайга, а еще хуже то, что Колчак
при этом пассаже не решился самолично сделать какое-либо распоряжение, а
прислал ко мне своего правителя канцелярии уладить это дело, так как мне были подчинены и министр путей
сообщения, и заведующий воинскими перевозками. Пришлось идти к Пепеляеву-генералу
за объяснениями. Он объяснил случившееся «недоразумением» и распорядился
пропустить поезда Верховного. Однако при нормальных условиях
военной жизни таких слишком показательных недоразумений не
случается. Оба эти случая показывают, как быстро испаряется власть не
наследственная или не опирающаяся на силу и на авторитет, завоеванный
на полях сражений.
Колчак уехал и на следующей станции отдал
приказ о назначении главнокомандующим генерала Каппеля,
бывшего до того командующим 3-й армией, человека и офицера во всех
отношениях выдающегося. Но что мог он сделать, когда всякое командование
обратилось в фикцию. Адмирал с тремя поездами отправился в Иркутск, но успел
свободно доехать только до Нижне-Удинска, где в это
время власть находилась уже в руках Совдепа. На станции адмирала встретила
враждебно настроенная толпа, которая, однако, при наличии у него многочисленного и
надежного конвоя никакой опасности не представляла и
задержать его поезд не могла, задержка в движении могла быть только
со стороны, но и это препятствие не было непреодолимым, ибо чехи
открыто против Колчака не выступали. Тем не менее, от Нижне-Удинска
адмирал уже не поехал дальше как Верховный Правитель, а перешел как бы на
положение пленника чехов. На станции Нижне-Удинск он
получил два телеграфных предложения: одно от совета
министров об отречении в пользу Деникина, другое от союзных
представителей — поступить под охрану чехов.
Предложение совета об отречении и передаче
власти Деникину, как ранее аналогичное предложение генерала Дитерихса, отправлялось от совершенно неправильного
соображения, что, когда Колчак получил в Омске телеграмму о признании
его Деникиным, он, объявляя об этом в приказе, назначил Деникина
своим заместителем на случай своей убыли. Колчак в данном
случае поступил применительно (и вовсе не продуманно) к военно-полевому
уставу, требующему, чтобы в предвидении боя каждый начальник
указывал своего заместителя. Это делается с той целью, чтобы в
ответственной боевой обстановке не было перерыва в управлении в случае смерти,
ранения или внезапной болезни начальника. Но одно дело бой, другое —
управление государством. У Колчака не было наследственных прав распоряжаться
своей властью по своему усмотрению, к тому же Омская конституция, то
есть Постановление о временном устройстве государственной власти
в России, гласила, что «в случае отказа от звания Правителя, осуществление его власти
переходит к совету министров». Таким образом, адмирал Колчак был дважды не
прав: он не вправе был назначать Деникина своим постоянным преемником,
а назначать его временным заместителем, применительно к уставу
полевой службы, не имело смысла, так как фактически Деникин не мог
заменить временно адмирала в Омске.
В одинаковой мере и совет министров поступил
неправильно, предложив Колчаку отречься в пользу Деникина. Он
мог предложить ему отречься, но заместителя должен был выбрать сам, и, конечно,
не Деникина, а на месте такого, который мог бы немедленно
вступить в должность для спасения тонущего корабля. Выбрать по
тогдашним условиям можно было только одного из двух: Дитерихса
или Семенова. Тогда могло бы и не случиться последующей катастрофы и
власти, и адмирала Колчака.
Падение совета министров в Иркутске. Переход
власти к Политическому Центру.
Адмирал от власти не отрекся, а 4 января 1920
года, находясь в Нижне-Удинске,
отдал по телеграфу приказ, коим назначил главнокомандующим
всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке атамана Семенова. Это назначение,
при отсутствии прямого отречения, как бы свидетельствовало, что
Колчак не покидал надежды вернуться к власти, если ему удастся
благополучно проехать на восток.
Насколько мне известно, подлинный приказ от 4
января нигде не сохранился, и в войсках Каппеля,
когда они пришли к Чите, даже возникло сомнение — не являлся ли этот приказ
апокрифом. Приказ этот, несомненно, существовал, но так как он мог быть получен
в Иркутске или накануне, или в день падения совета министров (5
января), то практического значения для правительства он иметь,
очевидно, не мог бы. Между тем Гинц,
бывший управляющий делами совета, жалуется на то, что назначение
Семенова поставило в затруднение совет и ускорило его падение.
Приходится поэтому допустить, что был еще какой-то другой приказ о
назначении Семенова, до нас не дошедший. Он был, по-видимому, отдан 23
или 24 декабря, потому что 23 декабря Колчак получил в пути
телеграмму от военного министра Ханжина163
такого содержания: «Иркутский гарнизон не в состоянии выделить
достаточного отряда в Черемхово для восстановления порядка.
Необходима немедленная присылка войск из Забайкалья. Временное
подчинение Иркутского округа атаману Семенову необходимо». Вероятно,
как ответ на эту телеграмму Семенов и получил назначение, которое совершенно
неожиданно ускорило развязку, вместо того чтобы упрочить положение
в Иркутске колчаковского правительства.
Дело в том, что в донесениях Колчаку еще в
Омске Семенов неизменно сообщал, что располагает хорошо
организованными, прочными войсковыми частями. Эти донесения и
внушили Колчаку веру, что при надобности можно будет опереться на
войска Семенова. Та же вера руководила и Ханжиным, когда он просил
подчинить временно Иркутский округ Семенову. В действительности все
донесения Семенова оказались сплошной ложью, и когда от него
потребовали в Иркутске подкрепление, то он мог выслать лишь 300 человек под
командой некоего Скипетрова164,
генерала семеновского производства.
События в Иркутске развивались в следующем
порядке. 24 декабря произошло восстание в казармах 53-го полка в Глазковском предместье у вокзала, отделенном от города
рекой Ангарой, через которую мост, случайно или умышленно, оказался
разорванным. По этой причине парализовать восстание
оказалось невозможным, поэтому начальник гарнизона, генерал Сычев,
решил привести взбунтовавшийся полк к покорности бомбардировкой
казарм. 26 декабря он уведомил о своем намерении генерала Жанена.
В ответ на это извещение генерал Жанен сообщил, что он не
допустит обстрела и в свою очередь откроет огонь по Иркутску. Иными
словами, генерал Жанен становился на сторону
повстанцев против правительства Колчака, а подчиненные Жанену
чехи захватили в свои руки все перевозочные
средства через Ангару и таким образом лишили Сычева всякой возможности подавить восстание 53-го полка.
27 декабря Сычев получил телеграмму из села Лиственичного от командира семеновского
дивизиона броневых поездов Арчегова165, что он
идет в Иркутск, но союзники препятствуют движению. Эти бронепоезда
так и не дошли до Иркутска. Другой отряд семеновцев в
числе 112 человек добрался до Иркутска на автомобилях, но по
своей малочисленности помощи оказать не мог, успев лишь вызвать
озлобление бессудной расправой с захваченными им заложниками.
31 декабря и 1 января 1920 года в Иркутске
происходили бои между восставшими и гарнизоном, оставшимся
верным правительству, усиленным семеновцами,
о которых выше упомянуто. Победы не оказывалось ни на одной
стороне. В городе оказалось сразу два правительства: совет министров
-правительства адмирала и Политический Центр, создавшийся
из земцев и социалистов-революционеров, который опирался
на восставшие воинские части. В сущности говоря, обе
стороны были одинаково бессильны и в равной мере не имели никакого
основания считать себя правительствами, ибо никаких
подчиненных им органов управления не имели и власти своей
даже в городе ни на кого распространять не могли. Разница была лишь в том, что
совет министров, большая часть которого уже отъехала на восток,
держась по инерции, никакой активности не выявлял, а Политический
Центр энергично агитировал в населении. Население держалось
пассивно, выжидая, чья возьмет.
Вновь вмешался генерал Жанен
и предложил свои посреднические услуги между враждующими сторонами. 2—4 января
тянулись безрезультатные переговоры в вагоне Жанена. Гордиев узел был разрублен самым
неожиданным образом. 5 января на улицах Иркутска были расклеены объявления о
«падении ненавистной власти Колчака» и о принятии власти
Политическим Центром. Совет министров, то есть правительство
адмирала Колчака, никем не свергнутый и не отрекавшийся от власти, вдруг
прекратил существование, уподобив свое положение Вампуке, где один
выходит из-за кулис и объявляет толпе: «Я вас завоевал».
Толпа отвечает: «Он нас завоевал». Оставшиеся еще в Иркутске последние
министры так стремительно уехали на восток, что даже не предупредили
о самоупразднении и отъезде своих помощников, чем поставили
их в критическое положение.
Так автоматически прекратилась власть
диктатора адмирала Колчака. Его непрестанные колебания и
нерешительность принесли свои неизбежные плоды. Проезжай он
безостановочно из Омска в Иркутск, события шли бы, несомненно, иным путем, так
как, в крайнем случае, не чувствуя себя в безопасности в Иркутске, он
мог бы вместе со своими министрами переехать в Читу.
Антибольшевистская власть продолжала бы существовать. С другой стороны, и совет министров, получив от Колчака извещение,
что он решил остаться при армии, должен был действовать
энергично и предложить адмиралу или немедленно прибыть в Иркутск, или отказаться от власти, и совету
выбрать на его место другого —
местного, а не фантазировать насчет передачи власти Деникину, который при всем желании не мог бы сделать
ничего, чтобы потушить немедленно пылавший
сибирский пожар.
Тут попутно возникает вопрос, чем кончилось
бы дело, если бы генерал Жанен и чехи
не вмешались 26 декабря в пользу восставшего 53-го полка и
не держали бы сторону Политического Центра вообще. Ответить на этот вопрос сколько-нибудь
определенно, разумеется, нельзя, так как все зависело от многочисленных «если». Раз восстание
было бы подавлено и совет министров
обнаружил
бы достаточную энергию, чтобы противостоять новым, неизбежным попыткам к свержению правительства, то продержаться нужно было
только в течение месяца — до 8 февраля, дня подхода к Иркутску войск Каппеля.
Положение было бы спасено.
Но по ходу событий мы уже знаем, что ни совет
министров в целом
составе, ни кто-либо из его отдельных членов не несли в себе нужной энергии и даже простого провидения
грядущих событий. При таких условиях и при недоброжелательном нейтралитете
союзников в любую минуту
можно было поскользнуться на апельсиновой корке.
Что касается до «союзников», которых у нас
нередко обвиняют в вероломстве и эгоизме, то тут как будто кроется
недоразумение. Забывают, что в действительности никаких
«союзников» у нас не было со дня подписания Брест-Литовского мира. Союз возобновился на короткое
время в Сибири, когда чехи были двинуты из Владивостока на Урал,
и он вновь кончился 11 ноября 1918 года, в день подписания перемирия.
Начиная с этого дня, у Колчака не было союзников, но еще находились
«сочувствующие», главным образом полковник Нокс. Название
же «представители союзников» употреблялось по старой памяти и
отнюдь не соответствовало действительности. Чехи, коих было большинство, думали
только о том, чтобы поскорее выбраться из Сибири домой. Для этого
надо было быть уверенным в непрерывности движения по железнодорожной
магистрали. Они ее захватили в свои руки и
повели себя как в завоеванной стране, пользуясь нашей слабостью и
невозможностью силой противостоять их разнузданности. Горе побежденным! Так же точно не сочувствием восставшим и Политическому
Центру следует объяснить угрозу генерала Жанена
бомбардировать Иркутск, если бы генерал Сычев открыл огонь по Глазковскому предместью, а паническим
страхом, что может при обстреле пострадать вокзал и задержать
продвижение «союзников» на восток. Ведь их продвижение ничем не
отличалось от панического бегства.
Предательство чехами адмирала Колчака
Во время описанных иркутских событий адмирал
Колчак находился со своими поездами на ст. Нижне-Удинск,
где он был задержан по распоряжению генерала Жанена,
как это видно из посланной Колчаком Каппелю
телеграммы от 27 декабря: «Я задерживаюсь в Нижне-Удинске, где пока все
спокойно. Чехи получили приказание генерала Жанена не
пропускать даже моих поездов в видах их безопасности». Какую опасность
предвидел Жанен, отдавая свое распоряжение, решить
теперь мудрено. Если мотив безопасности был искренен (в чем
позволительно сомневаться), то, значит, Жанен
проявлял известную заботливость к судьбе адмирала. Загадкой остается,
почему эта заботливость через несколько дней превратилась в полнейшее и бессердечнейшее безразличие, когда Колчака
выдавали подчиненные Жанена на распятие.
Вслед за изложенным распоряжением о непропуске поездов адмирала последовало новое
приказание, на этот раз от штаба союзных войск, переданное Колчаку
командиром Чешского ударного батальона майором Гассеком,
что не только поезда должны быть задержаны, но и конвой Верховного
Правителя должен быть разоружен. Этот акт уже ни в коем случае не
мог быть отнесен к заботливости об особе адмирала, а должен был быть
продиктован все тем же паническим страхом чехов, опасавшихся, что
Колчак, при его известной вспыльчивости, мог попытаться силой
проехать, что повлекло бы за собою вооруженное столкновение конвоя с
чехами.
После протеста адмирала Рассек
получил новые инструкции от Жанена:
1) Поезда адмирала и с
золотым запасом состоят под охраной союзных держав.
2) Когда обстановка позволит,
поезда будут вывезены под флагами Англии, Соединенных Штатов,
Франции, Японии и Чехии.
3) Станция Нижне-Удинск
объявляется нейтральной.
4) Конвой не разоружать, а в
случае вооруженных столкновений между войсками адмирала и нижне-удинскими разоружить обе стороны.
Вслед за этим охраняющие адмирала чехи
получили новую инструкцию: «Если адмирал желает, он может быть
вывезен союзниками под охраной чехов в одном вагоне».
Приведенные данные я заимствую у генерала
Занкевича166, состоявшего
при адмирале в должности генерал-квартирмейстера
штаба Верховного главнокомандующего и ехавшего с Колчаком в поезде
от Омска до Иркутска. К сожалению, Занкевич
не приводит ни дат получения приведенных распоряжений, ни кем каждое
из них было подписано. Без этого совершенно невозможно разобраться,
что, собственно, заставило адмирала принять решение бросить свои
поезда и пересесть в чешский вагон, что и привело его к
трагическому концу. Между тем последовательность распоряжений и текст
их не дают основания считать, что союзники «требовали» от адмирала
покинуть поезда и конвой. В одном говорится, что поезда будут
пропущены, когда обстановка позволит, в другом — «если адмирал
пожелает». Значит, он мог бы пожелать и остаться в Нижне-Удинске
выжидать, когда обстановка позволит ему проехать в своих поездах и с
конвоем. Все это темные страницы.
Надо думать, что на психологию Колчака
подавляюще действовало, что он был оторван от всяких сношений и с
армией (Каппель со штабом пересел на сани 22
декабря), и с советом министров, с которым, надо думать, союзники не
давали ему телеграфной связи. Во всяком случае, Колчак решил, что с
его поездами на восток его не пропустят и надо принимать какое-то иное
решение. Явилась мысль, горячим сторонником которой
был сам Колчак, — двинуться на лошадях через Монголию со всем
конвоем в 500 человек. Чехи предложили дать точные сведения из
разведки, где, в каком числе можно ожидать встречи с
красными.
Адмирал собрал конвой, в преданность которого
себе верил безгранично, и спросил, кто желает с ним идти. За
исключением нескольких человек, все отказались. Разочарование страшно
потрясло Колчака. Зачем только было спрашивать: конвой был на
службе, приказал бы ему выступать, не вводя в соблазн, и пошли бы без
разговоров. Тогда решено было идти одним офицерским отрядом в
числе 60 человек, но и от этой мысли Колчак отказался по пустячному
поводу. Один из бывших при нем морских офицеров предложил, что
будет более безопасно, если Колчак сядет в чешский поезд, а
офицеры пойдут одни через Монголию; за ними одними, наверно, никто
гнаться не будет. Из этого разговора Колчак вывел заключение, что все
его бросают, и после долгого раздумья сказал: «Делать нечего, надо ехать». Это
превратное умозаключение показывает, пожалуй, больше всего, что
Колчак утратил всякую энергию и активность, почему и
остановился на самом пассивном и в то же время наиболее обидном для
его даже личного самолюбия решении.
Генерал Занкевич
сделал еще одно предложение — Колчаку переодеться солдатом и скрыться в одном
из чешских эшелонов. К счастью, Колчак этим советом не воспользовался и не
уподобился Керенскому. Слишком было бы зазорно Верховному
Правителю садиться в чешский эшелон в одежде солдата. Да чехи,
несомненно, выдали бы его и в таком виде, потому что его
выдачей, как увидим ниже, они покупали себе у красных право
беспрепятственного следования до Байкала. Но вместе с
тем изумляет ответ, который дал адмирал Занкевичу на
его предложение: «Не хочу я быть обязанным своим спасением
чехам». Зачем же в таком случае он вслед за этим пересел к чехам, хотя
и без переодевания солдатом? Какая-то странная непоследовательность
мышления, свидетельствовавшая о полной потере душевного
равновесия, толкавшей на принятие самого пассивного из всех
возможных решений.
Жаль, что ни Колчаку, ни его окружению не
пришел в голову еще один наипростейший выход: пересесть в сани и
двинуться на запад навстречу армии Каппеля.
Где последняя находилась при ее следовании по
тракту, легко было узнать через чехов или поляков по железнодорожному
телеграфу, так как штаб Каппеля очень часто
останавливался на ночлег у железнодорожных станций. При
расстоянии между Красноярском и Нижне-Удинском
в 500 верст, двигаясь навстречу друг другу, можно было встретиться
с 3-й армией, шедшей все время по тракту, уже через пять дней.
Адмирал спасся бы так же точно, как спаслись все мы.
Адмирал покинул свой поезд и перешел в вагон
2-го класса под флагами английским, американским, японским,
французским и чешским. Это вывешивание союзных флагов было
одной комедией, так как вопрос о выдаче адмирала Политическому Центру был уже
решен чехами, с одобрения или только
по попустительству со стороны генерала Жанена. Садясь
в чешский поезд, Колчак не выговорил никаких условий о своей
безопасности. Генерал Занкевич удостоверяет, что в
инструкции, которую получил начальник эшелона, майор Кровак,
значилось, что «в Иркутске адмирал будет передан Высшему Союзному
Командованию». Мы и чехи, добавляет он, были уверены, что
от Иркутска конвоирование будет возложено на японцев. При приближении к
Иркутску Кровак предупредил Занкевича,
что в данное время происходят какие-то переговоры между Сыровым и Жаненом и что он не знает, пойдет ли вагон дальше
Иркутска. По прибытии в Иркутск начальник эшелона бегом
направился к Сыровому и, вернувшись спустя
короткое время, с волнением сообщил, что адмирала решено выдать Иркутскому
революционному правительству. Колчак вступил на свою Голгофу.
Это было 15 января. На вокзале спешно
составлялся акт передачи Верховного Правителя Политическому Центру, причем
техника передачи была заранее установлена особым соглашением между чешским доктором
Благошем и представителем Политического Центра Косьминским. В своем усердии перед Политическим Центром
чехи выдали всех, ехавших в вагоне адмирала, даже женщин.
Спаслось всего несколько человек, в том числе генерал Занкевич, которые вышли незаметно из вагона.
Присутствовавшие на вокзале японцы молчаливо наблюдали сцену
передачи адмирала, но, по словам японского полковника Фукуды, когда передача уже
состоялась, он, Фукуда, разыскал Сырового
и предложил ему в тот
же день, 15 января, взять на себя перевозку адмирала, если чехи извлекут его из тюрьмы. Сыровой отказался, потому что эта услуга подвергла бы его
войска мести, которой он хотел избежать, выдавая адмирала «трибуналу русского народа».
Адмирала Колчака и премьер-министра Пепеляева
немедленно отправили в тюрьму, остальных лиц, его сопровождавших,
перевезли туда же на другой день. Над адмиралом и Пепеляевым
было наряжено следствие, но его до конца не довели, и 6 февраля 1920 года их
расстреляли накануне подхода к Иркутску Каппелевской
армии.
Когда по приходе поезда в Иркутск Колчаку
объявили, что он будет выдан революционному правительству, он
схватился за голову и воскликнул: «Значит, союзники меня
предают!» Это восклицание было криком наболевшей души, вполне понятным в
положении несчастного адмирала, но едва ли оно соответствовало
действительности. В самом деле, о каких союзниках могла идти речь. Ведь ни одно
правительство, в лице своего высокого комиссара, не давало
гарантии в безопасности адмирала. Если бы подобная гарантия была дана, то она и
была бы, несомненно, выполнена, так как на измену своему слову
союзные правительства никогда не пошли бы. Да и самое предательство,
как ненужная жестокость, не имело цели, а несмываемым пятном на
правительства ложилось бы. Предавали Колчака вовсе не союзники, а
чехи, и только одни чехи, а союзники, в лице их комиссаров и военных миссий,
оставшихся еще в Иркутске, лишь умывали, как Пилат, руки и не сделали даже
попытки, чтобы удержать чехов от задуманной ими низости.
Из всех союзников, если переданный выше рассказ генерала Занкевича верен, лишь один генерал Жанен принял непосредственное участие в выдаче адмирала.
Это явствует из сообщения майора Кровака Занкевичу
в пути, что «ведутся какие-то переговоры между Сыровым
и Жаненом» и что именно к Сыровому
Кровак бросился по приходе поезда в
Иркутск.
Чтобы оправдать себя в предательстве, чехи в
своем обращении к Сибири заявляли, что они передавали адмирала
Колчака для народного суда не только как реакционера, но и как врага
чехов, так как он якобы приказал атаману Семенову не
останавливаться перед взрывом туннелей, чтобы задержать
чешское движение на восток. В действительности Колчак никогда такого
распоряжения не делал, но о возможности его был сделан намек в
телеграмме Каппеля Жанену,
если не ошибаюсь, из Ачинска. Телеграмма эта проходила через мои руки,
была ли послана, я не знаю. В ней значилось дословно следующее: «...доведенные
до отчаяния, мы будем вынуждены на крайние меры...» По-видимому,
телеграмма была отправлена, дошла по назначению и понята правильно,
то есть, что если нам суждено погибать из-за чехов, то путь и
они погибнут вместе с нами. Желание и решение законные
в стране, где мы были хозяева, а Жанен
и чехи не званные нами гости.
Чтобы сложить с себя вину, чешский
командующий генерал Сыровой выпустил
обращение «К братьям», в котором объявлял, что эвакуация
чехов была решена еще 28 августа совершенно независимо от положения
на Сибирском фронте. Десяток русских эшелонов, по его словам, отходящих в
паническом страхе из Омска по обоим путям, грозил прервать не только
планомерное проведение чешской эвакуации, но и завлечь их в арьергардные бои с
большевиками. Поэтому, говорит Сыровой, «я
распорядился остановить отправку эшелонов на линии Николаевска на
восток, пока не пройдут наши эшелоны в первую очередь. Только таким образом мы
выбрались оттуда. Это нисколько не повредило движению поездов по
отправке на фронт и для снабжения. Между задержанными очутился и
адмирал Колчак со своими семью поездами и стал жаловаться
союзникам и Семенову на наше войско».
В этом обращении «брата Сырового»
столько же лжи, сколько наивности. Во-первых, русских эшелонов было
не десяток, а тысячи; во-вторых, отходить по железной дороге
«панически», вообще говоря, нельзя до тех пор, пока движение совершается
согласно железнодорожным правилам. Но как только чехи взяли
движение в свои руки, то их переезд действительно получил вид
панического бегства по железной дороге. Каждый эшелон овладевал
паровозом как собственностью, ставил на него часовых и заставлял
машиниста ехать до тех пор, пока паровоз без осмотра и продувания не
приходил в негодность. Тогда он бросался и брался другой от всякого нечешского
эшелона. Ясно, что о кругообороте паровозов при таких условиях думать
не приходилось.
Столь же правдиво заявление Сырового, что такой порядок не повредил бы обратному
движению по отправкам на фронт и для снабжения. Он, конечно, знает,
что ни того ни другого не было и быть не могло. Сознательная ложь,
будто чехам грозила опасность быть вовлеченными в арьергардные бои с
большевиками. От этой опасности они гарантировали себя тем, что в
задние эшелоны назначили поляков и румын. Ни одного чеха там не
было, и даже железнодорожные коменданты-чехи заменялись польскими, как только
проходил последний польский эшелон. Как себя чувствовали поляки,
мы увидим дальше.
Вопрос о предательстве адмирала Колчака
чехами нельзя затушевать никакими обращениями «К Сибири» и «К
братьям». Братья выдали потому, что иркутские революционеры грозили
чинить препятствия движению до взрывов полотна включительно.
Перед этими угрозами «братская
совесть» спасовала. Вопрос ясен.
Было бы крайней недобросовестностью и явно
неумным переносить на весь чешский народ преступления,
совершенные в Сибири маленькой горсточкой этого народа, именовавшейся
«чешскими легионами», заброшенными в далекую нашу окраину и
развращенными нашей же революцией. Но столь
же неумно и малопорядочно было бы замалчивать
содеянное чехами, и особенно их старшими начальниками, которые
обязаны были поддерживать порядок среди них и не позволять им вести себя
бандитами в дружественной и союзной стране, встретившей чехов
с распростертыми объятиями.
Самым волнующим русское сознание вопросом
является бездействие в указанном направлении главнокомандующего
чешскими войсками генерала Жанена. К
сожалению, нет никаких данных, чтобы разобраться в причинах и
мотивах его бездействия ни тогда, когда чехи творили всяческие
безобразия в Сибири и на железной дороге, ни тогда, когда они
столь позорно предали Колчака, доверившегося предложению стать под
их охрану. Те выступления в печати, которые делал сам генерал Жанен, служат не к выяснению, а к
затемнению вопроса. В них он, когда правильно, когда предвзято, судит о
наших русских действиях, об ошибках Колчака, о недостатке жертвенности
у офицеров, среди которых встречались старавшиеся уклониться от
службы на фронте и т. п. Но в этих чисто русских делах мы
сумеем разобраться и без помощи генерала Жанена.
Но вот чего мы сами никогда не поймем: почему генерал Жанен не захотел обуздать самоуправство чехов, почему он ни разу не ответил на обращения к нему главнокомандующего
Каппеля, который умолял его
предоставить распоряжаться на русской железной дороге нашему
министру путей сообщения, причем заверял, что от этого не произойдет ни
сокращения, ни задержки в движении чехов. А самое главное, чего
до сих пор не разу не сказал генерал Жанен,
это: мог ли и хотел ли он предотвратить предательство
чехами адмирала Колчака на расстрел и по какому праву он
предоставил чехам свободу распорядиться Колчаком как
пленником, тогда как добровольно он отдался им лишь под охрану. На
этот счет мы имеем лишь косвенное указание у Гинца,
который передает со слов чиновника для поручений Язвицкого,
командированного на ст. Иркутск для переговоров с
союзниками, такую фразу генерала Жанена: «Мы
психологически не можем принять на себя ответственность за
безопасность следования адмирала. После того
как я предлагал ему передать золото на мою
личную ответственность и он отказал мне в доверии, я ничего уже не могу сделать» (генералу Жанену
достаточно было бы объявить, что ни один чех не будет отправлен морем,
если адмирала не доставят живым и невредимым
в Забайкалье, и вопрос был бы разрешен не только «психологически», но и реально).
Вот чудовищная психология, где жизнь
человека, да еще возглавителя
союзного, на протяжении четверти века, правительства, сопоставляется с
золотом. Если ты в свое время не доверил мне 657 миллионов золота, то я
«психологически» не могу гарантировать твою жизнь. В таком
случае естественно тоже «психологически» допускать, что генерал Жанен разделял взгляд подчиненных ему чехов, что Колчака
надлежало предать народному суду. Но по какому праву он и
чехи брали на себя такое решение? Скажут ли когда-нибудь об этом
генералы Жанен и Сыровой? Едва ли. Между прочим, в «Monde slave», 24/ХП, с. 239, Жанен
объясняет, что он не мог посылать на убой чехов для спасения
Колчака. Оправдание более чем странное, так как никто на чехов
не покушался, как и на Колчака. В Иркутске силы
революционеров были так ничтожны, что им и в голову не могло бы
прийти вступить в бой с чехами. К тому же был очень простой способ
обезопасить Колчака: очистить при его проезде станцию от посторонних и пропустить
поезд без остановки.
Что же касается до бесчинств, творившихся
чехами на железной дороге, то ни Жанен,
ни Сыровой не могут отговариваться неведением.
Сидя в глубоком тылу в Иркутске, хотя им следовало бы быть ближе к
задним эшелонам, они могли не вполне ясно представлять себе, что
делалось там, где люди соприкасались с большевиками. Однако у них
имелись в бесконечном числе телеграммы Колчака, Каппеля,
министра путей сообщения, другие сведения, не доверять
которым у них не было основания.
Сейчас
эта страница истории перевернута, но не закрыта навсегда.
Конец
Белой борьбы в Сибири
В январе 1920 года с
отъездом из Иркутска совета министров и с почти одновременным переходом
адмирала на положение чешского пленника закончилась фактически и
юридически агония власти Верховного Правителя, начавшаяся
еще под Курганом после неуспеха казаков и ускоренная затем
легкомыслием Сахарова, взявшегося удерживать Омск, равно
нерешительностью самого адмирала, не сумевшего определить свое место
ни при армии, ни при своем правительстве и оставшегося, в конце концов, буквально
между небом и землей. Золотой запас перешел к большевикам.
От прежнего совокупного могущества
правительства адмирала Колчака осталась одна армия, которая,
разделившись на две колонны, стихийно двигалась на восток,
не зная ничего из того, что происходило в Иркутске. Вторая армия шла
по дорогам к северу от железнодорожной магистрали, третья к югу; первая армия
как-то распылилась.
Памятуя красноярский опыт, Каппель
принял меры, чтобы вторая армия, по возможности, не встречалась с
красными, и поэтому вскоре после Красноярска свернул с дороги и
пошел по реке Кан. Получился небывалый в военной истории 110-верстный
переход по льду реки, куда зимою ни ворон не залетает, ни волк не
забегает, кругом сплошная непроходимая тайга. Мороз был до 35 градусов. Одно
время мы попали в критическое положение, когда в конце пути наткнулись на горячий
источник, бежавший поверх льда и обращавший его в кашу. Вереницы
саней сгрудились у этого препятствия, так как лошади по размокшему
льду не вытягивали, а обойти его не было возможности из-за
отвесных берегов. Боялись, что лед рухнет под тяжестью такого количества
саней и лошадей, но все обошлось благополучно, перебрались
поодиночке, вылезая из саней. Промокшие валенки немедленно покрывались
ледяной корой. Чтобы избегнуть воспаления легких, последние
за рекою 10 верст пришлось идти пешком в пудовых валенках.
На этом переходе Каппель схватил рожистое воспаление
ноги и затем легких и вскоре скончался. Умерших во время перехода тифозных
складывали прямо на лед и ехали дальше. Сколько их было, никто не
знает, да этим и не интересовались, к смертям привыкли.
Этот легендарный Ледяной Сибирский поход
сравнивают обычно с Ледяным походом Корнилова и даже считают его
более трудным. Надо правду сказать, что такое сравнение, хотя и
лестное для нас, шедших по Кану, совсем неправильно. Наше положение
было неизмеримо легче корниловского, потому что мы
не имели перед собою противника, нам не приходилось «пробиваться», а это
коренным образом изменяло дело. Затем яркое солнце, полное безветрие позволяли
легко переносить мороз, да и одеты все без
исключения были в валенки и полушубки, никто, кроме того, не шел
пешком. У Корнилова было совсем иное положение, и нам не
приходится равняться на его Ледяной поход.
У станции Зима мы столкнулись с красным отрядом, который, к счастью
для нас, был атакован с тыла чехами и частью перебит, частью взят
в плен. Грустно было проезжать мимо валявшихся трупов своих же русских людей (конечно, уже до белья раздетых,
на этот счет исключения не было) и смотреть на испуганно выглядывавших из-за
ворот деревни жителей, видевших в
первый раз Гражданскую войну и ничего
ч ней не понимавших.
До Иркутска добрались благополучно. Здесь
узнали, что адмирал был накануне расстрелян. Этим отпадал главный
мотив, чтобы атаковать город. Чехи, как в свое время было с
генералом Сычевым, предупредили, что они не допустят обстрела
Иркутска со стороны Иннокентьевской, где мы находились. Это обстоятельство не
играло большой роли, так как в Иркутске красных почти не было — они
ушли накануне — и город можно было взять с любой стороны, но
на совещании начальников начальник Воткинской
дивизии, генерал Молчанов, заявил: «Войти в город мы, разумеется,
войдем, а вот выйдем ли из него, большой вопрос, начнется погром и
грабеж, и мы потеряем последнюю власть над солдатом». Это мнение было решающим,
и в ночь с 7 на 8 февраля обошли город с юго-западной стороны.
Красные послали вдогонку несколько артиллерийских выстрелов, и тем дело
кончилось. В конце февраля без приключений добрались до
Забайкалья и, наконец, вздохнули спокойно — теперь между нами и
красными стояли японцы.
В Забайкалье собралось около 12 тысяч
человек, не считая жен и детей. Это все, что осталось от когда-то хотя
и не грозной, но многочисленной 800-тысячной армии. Так сумел
адмирал Колчак растратить доставшееся ему богатое имущество, без
славы, без почестей и без ратных подвигов.
Попытки возродить армию кончились ничем. Мы
продержались в Забайкалье ровно до тех пор, пока там оставались японцы, которых
красные не осмеливались атаковать. Как только ушли японцы, так и наши
войска отступили в Маньчжурию, были там разоружены китайцами
и невооруженными перевезены в Приморскую область. В конце 1921
года генерал Дитерихс, возглавивший армию, пробовал
восстановить сопротивление красным, двигавшимся от Благовещенска,
но безуспешно. Его небольшой армии пришлось сначала
эвакуироваться в Корею, потом распылиться по разным китайским
городам, ища заработков.
С эвакуацией в Китай был закончен последний
этап Сибирской борьбы, когда-то, четыре года назад, начатой
так успешно и сулившей так много. Возглавленное 18 ноября 1918 года
адмиралом Колчаком дело потерпело полное крушение. Это не дает
еще оснований, чтобы история вынесла ему обвинительный приговор. Он делал все,
что было в его силах и умении, а за свои ошибки жестоко расплатился мученической
кончиной. Но, несомненно, история отметит роковую для Колчака
и России случайность, что адмирал оказался в Омске в тот самый момент,
когда Директория доживала свои последние дни и сам собою народился
вопрос о единовластии. Нашелся ли бы тогда не только в Омске, но в России человек, который не указал бы
на Колчака как на как бы судьбой предназначенного диктатора. Тогда в Омске власть должна
была достаться ему, как законная дань его славе по командованию флотом в Балтийском и Черном морях.
Впоследствии другим, а может быть и самому Колчаку, стало ясно, что
из всех возможных тогда кандидатов он был, по характеру и по его
неподготовленности к военному и государственному управлению,
наименее пригодным для носителя верховной власти. Но таков был перст
судьбы.
Примечания.
160 Филатьев
Дмитрий Владимирович, р. 7 сентября
161 Впервые
опубликовано: Филатьев Д. В. Катастрофа Белого движения в Сибири.
1918—1922. Париж, 1985.
162 Князь Кантакузен
Владимир Юрьевич (Георгиевич), р. 7
июля
163 Ханжин
Михаил Васильевич, р. 17 октября
164 Скипетров
Леонид Николаевич, р. 23 марта
165 Арчегов Константин
Иванович. Елисаветградское кавалерийское училище
(1913). Ротмистр 14-го драгунского полка и Терского казачьего войска.
В белых войсках Восточного фронта; в декабре
166 Занкевич
Михаил Ипполитович, р. 17 сентября 1872г. Из дворян, сын
полковника. Псковский кадетский корпус (1891), Павловское военное училище
(1893), академия Генштаба (1899). Офицер л.-гв.
Павловского полка. Генерал-майор, генерал-квартирмейстер Генерального
штаба. Георгиевский кавалер. В белых войсках Восточного фронта (прибыл с июля