Д Р 0 3 Д Ы !

 

Теперь, после всего пережитого, так много говорится и пишется о причинах и следствиях случившегося.

Но что бы ни говорилось, что бы ни писалось, одно останется несомненным:

— Мы были не совсем здоровы духовно.

Это надо признать, так как эти духовная нездоровость не изжита еще и теперь.

Вспомните чеховских героев, мечтавших о том, что через 100 — 200 лет жизнь будет прекрасной. Вслушайтесь в теперешние разговоры:

— 10 — 15 лет назад жизнь была прекрасной...

И здесь и там есть одно общее: пассивная мечтательность, нежелание принять жизнь такой, как она есть, и нежелание жить и бороться. Раньше, когда жизнь была во истину прекрасной, — „тянуло на капусту", как говорит один из мужиков y Льве Толстого о барах, пресытившихся жизнью.

Теперь, когда революция оглушила настолько, что до сих пор не могут опомниться,—грустят о прошлом и безнадежно вздыхают:

— Как ни старайся, старого все равно не вернуть...

***

A где же настоящее?

Неужели в этом вся сущность великой русской души: жить или мечтами о будущем, или грезами о прошлом? Можно было бы—и есть отчего, если бы это было так—прийти в отчаянье.

Но историю делают немногие. Шелестят страницами жизни и властно переворачивают листы только те, кто живет настоящим.

Дыханием подлинной, настоящей живой жизни, восставшей против мертвящаго коммунизма, исполненной жертвенности и долга, проникнуто все белое движение, во всех его проявлениях.

Это, действительно, тот яркий светоч, который не может охватить тьма, нависшая над нашей родиной.

* * *

Белое движение—его история, идеология—уже имеет огромную литературу.

Сейчас хочется сказать о другом.

В сказочно красивом порыве белых армий есть свои особенности. Детали в общей идее.

Это— формы полков.

***

„Размалеван, как плакат, то Корниловский солдат"...

Огненно красные с черным, из огня революции вышедшие, чтобы с нею же вступить в решительный бой, — Корниловцы.

Черное с белым —траур—Марковцы. Великий Пост, за которым грядет Праздник Светлого Воскресения.

Дроздовцы...

Я не знаю, как и чем руководствовались, когда устанавливалась форма Дроздовских частей. Но когда я смотрю на радостные краски погон, околыши фуражек, канты,—я невольно думаю о малиновом звоне наших церквей в большие праздники...

В серой, оплеванной шелухой подсолнухов, революции, среди разложившейся рвани,— люди не отказались от неприглядного настоящего, не мечтали о грядущем, не грезили о прошлом, a приняли настоящее таким, как оно есть. Утвердили его и превратили в праздник.

Ибо, не праздник ли для воина бой за родину?

И всякий раз, когда я бываю в русской церкви в Белграде, где хранятся наши знамена, я с особым чувством смотрю на бархат Дроздовских знамен:

— Под их сенью сражались те, кто жил настоящей жизнью.

* * *

Годы изгнания, тяжелые условия жизни на чужбине, это — то же настоящее. Пусть горшее своей однообразной серостью, так непохожее на взлеты доблести в боях... Но что ж из этого; разве оно может зачеркнуть славное прошлое, убить веру в грядущее?

Как преодолевают это настоящее Дроздовцы, сменившие свою радостную форму на костюмы рабочих и служащих?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, — нужно хотя бы раз попасть на любое объединение “Дроздов”. Тогда сразу станет ясно, что y них жив и никогда не умрет тот дух, который претворяет самую мрачную действительность в светлое служение Родине.

Н. Рыбинский.

Белград.

На главную страницу сайта